Призвание дагестанской интеллигенции
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем выступают более 30-ти коренных национальностей республики. На протяжении веков она развивалась в тесном взаимодействии с другими культурами.
Сегодня здесь живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин – можно услышать речь более 100 национальностей. И все они чувствуют себя коренными жителями. Нет разницы, какой народ первым стал жить здесь, а какой поселился в недавнем прошлом. Главное – бескорыстное отношение к Дагестану и труд на благо всех его народов.
В общественном сознании утвердилось понимание, что мало пользы от тех, кто игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности нашего общества, «прилипает» к скороспелым «казнокрадам», слепо подражает чуждым нормальному человеку нормам межличностных и межнациональных отношений. И трижды уважаемым является тот, кто отдает свои силы и талант созиданию и процветанию республики, достижению достойной жизни ее народов. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы.
Что же для этого нужно? На наш взгляд, прежде всего необходимо всесторонне осмыслить потенциальные духовно-нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, сделать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого гражданина республики. Задача, замечу, нелегкая, но выполнимая. Ключевым направлением ее решения непременно должно стать максимально продуманное преподавание в школах и осмысление учениками содержания общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана».
Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, произошедшие в ХХ и начале ХХI веков, не могли не отразиться на состоянии культуры наших народов. Национальная культура и более всего культура педагогическая всё сильнее стали вытесняться в семейно-бытовую сферу. Долгие годы господствующая идеология признаками высококультурного человека считала не столько владение национальной культурой, сколько европейской и западной. А в последние десятилетия вследствие ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов многие семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате как и во всей России, так и у нас многие оказались безоружными перед активно наступающей западной массовой, а фактически лжекультурой. В первую очередь под это подпало большинство нашей молодежи.
Ныне нередко признаками обыденной жизни у части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге даже сельские поселения порой теряют рычаги и способы управления не только детьми и молодежью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей тогда оказывается в руках случайных людей, скороспелых руководителей, порою не осведомленных ни в особенностях созидательного труда, ни в традиционных народных нормах морально-этического воспитания достойного человека, труженика и гражданина.
Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой всё более ощутимы сегодня. Многие молодые люди, проживающие в городах, не владеют родным языком либо владеют им в недостаточной степени. Наблюдается своего рода раскол внутри каждой нации, а в основе его различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и малоимущих. Это особенно заметно в студенческих аудиториях, где первокурсники из обеспеченных и небогатых сельских семей порою аж до 2–3 курса держатся обособленно друг от друга.
Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской культуры, а других в духе так называемой европейской. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ – нынешние студенты – смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не всегда могут объяснить социальные функции и обязанности человека в обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.
На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путем пропаганды народного творчества и фольклора, как это делается сейчас на смотрах, фестивалях и праздниках. Это, безусловно, необходимая и значимая работа, но действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества, уверен, возможно только через соответствующую работу в сфере образования. Об этот не раз писали на страницах республиканской газеты «Дагестанская правда» многие ученые, педагоги, учителя и воспитатели: К. Ханбабаев; А. Джалилов, М. Магомедов, М. Нурмагомедов и другие.
Принято считать, что образовательная система в республике вполне развита – на немногим более 3 миллионов населения приходится около 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, профтехколледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это не говоря о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений с многотысячным контингентом студентов.
Осуществляя образование фактически лишь на русском языке, иногда, может быть, и уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила воспитания и становления человека. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние десятилетия с приходом в школы молодых учителей уроки, особенно в старших классах, ориентированы больше на обучение, главным образом – на ЕГЭ и ОГЕ, нежели на воспитание.
Подобная ситуация негативно отражается и на общем состоянии культурного развития подавляющего большинства населения республики. К счастью, в последние годы стали больше внимания и поддержки оказывать воспитательной функции школ. А ведь обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Не случайно же говорят: «Образование можешь получить и среднее, а воспитание должно быть высшее».
Поэтому преподавание предмета «Культура и традиции народов Дагестана» изначально должно быть объектом постоянного пристального внимания всех руководителей образовательных учреждений, учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики.
Разрешение данной проблемы, на мой взгляд, возможно, если наша национальная интеллигенция как один из главных субъектов образовательного процесса направит свои усилия на внедрение дагестанской культуры в образовательную систему республики. Нужно помнить, что понятие «интеллигенция» является чисто культурологическим и означает прежде всего круг людей культуры, т. е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции нашей культуры. Не утрачивается до конца в понятии «интеллигенция» и его изначальный смысл, заключенный в латинском термине: понимание, знание, познавательная сила. Именно эти свойства, присущие этой категории людей, оказываются определяющими их деятельность, ведущими в их общественном значении и социокультурном статусе. Поэтому чрезвычайно важно и нужно в полной мере реализовать культурологический потенциал национальной интеллигенции.
Национальная интеллигенция в современных условиях воспроизводится через систему образования и в то же время сама выступает как субъект процесса обучения в лице своей активнейшей части – педагогов. Исторически она является преемницей прогрессивных народных педагогических традиций.
Именно лучшие дагестанские интеллигенты – мыслители, просветители, известные ученые, арабисты и алимы – всегда были первыми образцовыми интеллигентами и поистине действительными учителями и воспитателями дагестанских детей и молодежи.
После того как в годы советской власти стала функционировать государственная образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие ее совершенствованию, в частности разрешение проблемы единства обучения и воспитания. Такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать в школах, техникумах и вузах, причем не как экзотика или один из проходных предметов изучения, а как важнейшая составная часть – воспитывающая и мировоззренческая.
Претворение этого тезиса в жизнь является высочайшей миссией нашей интеллигенции в области образования. Только она способна разрешить проблему окультуривания человека в образовательной системе, так как располагая навыками осмысления, понимания и применения традиционного культурологического потенциала, она одновременно является важнейшим человеческим фактором и образования, и национальной культуры. Следовательно, можно ожидать от нее соединения обучения с воспитанием. Обучать она может потому, что сама образована, а ее способность воспитывать зависит от степени ее причастности к национальной культуре.
В условиях современного Дагестана школа от низшего до высшего звена усилиями национальной и прежде всего педагогической интеллигенции должна быть превращена в очаг образования и воспитания. Культурологический потенциал интеллигенции при его целенаправленно систематической и успешной реализации может стать надежной опорой полноценного образования и воспитания нынешних и грядущих поколений учащихся и всей нашей молодежи.