Прогулки по «Дагестанскому аулу»
Знакомство с Дагестаном надо начинать с увлекательной и познавательной прогулки по музею-заповеднику – этнографическому комплексу «Дагестанский аул». Это уникальное место, где собраны сокровища прикладного искусства и быта более тридцати коренных народов, живущих на территории республики.
Всего в коллекции музея более 40 тысяч экспонатов (не считая тех, что в Рутульском музее – филиале, созданном совместно с администрацией района), среди которых коллекции археологических памятников, коллекция медно-чеканной посуды, резного камня, старинное оружие, серебряные ювелирные изделия и украшения, керамика…
Специфические черты каждого
Расположенное на одной из центральных улиц Махачкалы здание само по себе исторический памятник. Знаменитый особняк, именуемый в народе «Дом с атлантами», – яркий образец архитектуры XIX–XX веков. Великолепная лепнина на сооружении завораживает, но надо идти – впереди длинная, интересная прогулка.
Оставив верхнюю одежду в гардеробной, следуем за экскурсоводом. Тут посетителей готовы принять в 7 постоянных экспозиционных залах: «Традиционная культура аварцев», «Кунацкая в кумыкском доме», «Быт и культура даргинского народа», «Художественные ремёсла и бытовая культура лакцев», «Традиционная культура народов Южного Дагестана», «Особенности кочевой культуры ногайцев» и «Интерьер дома терских казаков».
– О необходимости создания этномузея, нацеленного на формирование у народов общедагестанской идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства народов Дагестана говорили ещё в 70-х годах XX века, но открыт он был лишь в 2009 году. «Дагестанский аул» – один из самых молодых музеев республики, – рассказывает искусствовед, заместитель директора музея Татьяна Петенина. – Экспозиция традиционной культуры народов включает элементы интерьера жилища, медную, керамическую и деревянную утварь, орудия труда, оружие, традиционную одежду и ювелирные украшения, ковры и ковровые изделия и т. д.
При изучении культуры аварцев взгляд непременно остановится на женских костюмах, их в этом зале четыре: андийский, гидатлинский, ботлихский и ругуджинский свадебный. Есть и мужской. Здесь также представлены гоцатлинская утварь, довоенные ковры из Хунзахского района, корыто, поставцы и другие предметы быта.
Знакомство с даргинской культурой начинаем с изучения кайтагской, усишинской и кубачинской вышивки, произведений искусства из знаменитого аула златоузнецов и сулевкентской керамики. Примечателен старинный сундук, датированный 1914 годом.
На полу расстелен каякентский палас – добро пожаловать в кумыкскую кунацкую! Взгляд прекрасной половины привлекут знаменитые тастары и кабалаи. Во время экскурсии по залу «Художественные ремёсла и бытовая культура лакцев» вы услышите познавательные истории о балхарской керамике. Интересно, что вазы или кувшины на гончарном круге не вытягиваются из цельного куска глины: используют глиняные мягкие жгуты для наращивания формы, после чего поверхность тщательно разравнивают.
Следующий зал открывает перед нами традиционную культуру народов Южного Дагестана: лезгинов, табасаранов, цахуров, рутулов, агулов, азербайджанцев и татов. От ковроткачества и бытовой утвари до костюмов.
В центре следующего зала ногайская юрта. Здесь вы узнаете об историческом расселении кочевого народа, обработке кожи, шерсти, овчины, суконном и войлочном производстве, в том числе и благодаря снимкам, предоставленным ставропольским музеем.
Уголок терских казаков – вольного народа, бежавшего от крепостного права и поселившегося на реке Терек, воссоздан в крайнем зале. Русская печь, бытовая утварь крестьян, их одежда и другие экспонаты несут память предков славян.
Оригинальность и мастерство
Сотрудники музея понимают, что в условиях, когда утрачиваются многовековые традиции, народные ремёсла и промыслы, духовная культура, сохранение и изучение этнокультурного наследия Дагестана приобретают огромное значение. Потому и становятся активными участниками ряда мероприятий, выступают с инициативами. Один из ярких проектов музея – «Многообразие красок Кавказа», затем название поменяли на «Ритмы и краски Кавказа». Выставка работ дагестанских художников, берущая своё начало с 2013 года, побывала во многих уголках республики, была представлена в регионах СКФО, Москве, Санкт-Петербурге, совсем скоро с ней познакомятся и жители Великого Новгорода. В блок входят произведения мастеров народного искусства: ювелирное этническое искусство Дагестана, керамика, художественная обработка ткани, ковроткачество, ювелирное, гончарное, оружейное дело, изобразительное искусство, живопись и графика.
В общей сложности на 60 работ увеличился фонд изобразительного музея в ходе выставки-акции «Дагестанские художники – «Дагестанскому аулу». Музыкальные инструменты, ювелирные изделия, ковры, полотна дагестанских художников, среди которых работы заслуженных и народных художников РФ и РД, молодых и прикладников, появились в коллекции благодаря этому проекту.
Снимки исторических и архитектурных памятников Дагестана – полуразрушенных башен XII–XIX веков (боевые, сигнально-сторожевые и родовые) – дагестанцы и гости республики могли видеть благодаря фотопроекту «Башни Дагестана». Всего в республике 310 оборонительных сооружений, включая 235 башен, из них 26 федерального значения и 209 регионального.
– Выставка стала выездной, и теперь школьники и студенты знакомятся с культурным наследием в своих образовательных учреждениях. Но встретившись с одной гранью искусства, дети стремятся узнать больше – так они становятся нашими постоянными посетителями, – улыбается Татьяна Павловна. – Открываются для юных экскурсантов «Башни Кавказа. Дагестан», фотографии исторических и архитектурных памятников Дагестана – полуразрушенных башен XII–XIX веков – и «Традиционный женский национальный костюм», в экспозиции которой 56 женских костюмов.
Большой этнографический, историко-культурный и просветительский интерес представляют проект «Слова камней». Цикл, как отметила искусствовед, знакомил ранее со святынями ислама и христианства, следующий будет посвящен иудаизму.
– Выставка, даже самая уникальная, длится несколько месяцев, а память о культурном событии хочется сохранить, – делится она. – Поэтому каждый наш проект сопровождается изданием небольших буклетов. Так, можно ознакомиться с прошедшими выставками: «Сраждин Батыров. Сын степи», «Ашура», «Мархаба Шалиева-Мусаурова: тепло моего войлока», «Узоры и ритмы Кавказа»… До 30 января продлится выставка одного из лучших акварелистов России Хасбулата Юсупова «Харбукские мотивы».
Мощный образовательный центр
Перемещаемся на следующую улицу (выставочный и несколько других залов находятся на Буйнакского, 9, в Махачкале. – Ред.), чтобы увидеть Кала-Корейш – дагестанскую Атлантиду.
– У нас около 400 населённых пунктов являются заброшенными. Но история Кала-Корейша особенная – это центр распространения ислама в Дагестане. Село было столицей крупного средневекового феодального общества – Кайтагского уцмийства. От островка исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII–XIX веков и мечеть XI века, – рассказывает генеральный директор музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. – Несколько лет назад изучением этого бесценного наследия занялся потомок корейшитов, знаменитый художник, скульптор, дизайнер Рашид Корейши совместно с сотрудниками Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН и благотворительным фондом «Пери».
Все памятники были оцифрованы и воссозданы с помощью новейшей технологии – 3D-сканера. Работа невероятно кропотливая и долгая, зато сейчас у посетителей есть возможность в прямом смысле прикоснуться к святыням. В формате 3D-модели можно детально рассмотреть Джума-мечеть XI века – одну из древнейших мечетей на Кавказе, мавзолей кайтагских уцмиев XVII века с надгробиями, средневековое арабское кладбище с саркофагами. Роспись на них нечто невообразимое: тут и арабская вязь, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями внизу, и богатые виноградные кисти, и геометрические рисунки. Среди надписей не только суры из Корана, но и философские изречения древних мудрецов, отрывки из произведений поэтов разных стран и эпох.
Выставка «Слова камней. Кала-Корейш» – первый и единственный пример в истории Эрмитажа, когда музей показал коллекцию репродукций без единого оригинала. Экспозиция затем была представлена и в Музее Альберта и Виктории в Лондоне. Им в дар после выставки осталась копия надгробной плиты.
Большой интерес вызывает оригинал великолепных ворот из древней мечети Кала-Корейш (более 1200 лет). По мнению учёных, они даже более древние, чем сама мечеть. Кто-то утверждает, что это был зороастрийский храм. Другие считают, что первоначально ими запирали христианскую церковь в Кубачах, а позже, когда на этих землях провозгласили ислам, ворота установили в мечети соседнего села. В период, когда ислам ослабевал, ворота снимались. В годы Советской власти и вовсе были заброшены, а сохранились лишь благодаря руководству Дахадаевского райкома партии, решившему отдать их музею.
Для музея важно сохранить историю Дагестана, показать интересную экспозицию, но нельзя забывать о том, что здесь крайне богатая научно-популярная жизнь. Это мощный образовательный центр. Здесь функционирует постоянный лекторий, проводятся мастер-классы по различным промыслам, экологические акции, поэты встречаются со своими читателями.
Этнографический комплекс открыт для посещения с 10 до 18 часов (кроме понедельника). Посещать музейные проекты можно по «Пушкинской карте».