Пусть звучит зурна
Дахадаевский район богат вековыми традициями народной культуры, фольклора и художественных промыслов, которыми славятся отдельные села и сегодня: Кубачи, Харбук, Кища, Кунки, Сулевкент… Каким ремеслом знаменито каждое из этих сёл, знают не только в Дагестане.
Харбукские ножи зарекомендовали себя как качественный продукт ручной работы. Сулевкентские гончарные изделия привлекают внимание этническим духом, тонкими линиями и завораживающими узорами.
Кубачинские изделия уже давно украшают прилавки российских ювелирных салонов. Среди них особой популярностью пользуются браслеты, долгое время считавшиеся обязательной частью свадебного наряда невесты. А там, где дагестанская свадьба, всегда звучит зурна.
– В селах обычно это торжество проходит на открытом воздухе, мелодия зурны сопровождает народные танцы, – рассказывает заслуженный работник культуры РД, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана», руководитель народного ансамбля «Веселые зурначи» Тагир Алиев.
Этот коллектив создан в 2009 году по инициативе главы района для сохранения, развития и популяризации традиционной культуры. В его составе пять человек – жители разных сел: Хуршни, Кунки, Ицари, Трисанчи. Их объединила музыка. Основу репертуара ансамбля составляют старинные народные мелодии, произведения дагестанских композиторов, а также попурри на тему наших народных песен. Коллектив – активный участник республиканских мероприятий: «Играй, душа!», «Новруз», «Семья Дагестана», «Кавказский базар», «Традиции», «Шарвили», «Мой Дагестан», «Цамаури», «Голос гор», «Традиции», а также международных фестивалей «Горцы», «Каспий – берега дружбы» и других.
Ни одно культурное мероприятие без выступлений ансамбля не проходит – звучание яркой, пронзительной зурны украшает любой праздник.
– Мое знакомство с музыкой начиналось с детской флейты. Как-то с отцом был на прикутанном хозяйстве, где подружился с одним мальчиком, которому подарили флейту. Я заметил, что он к ней равнодушен, и осмелился попросить у него поиграть. Стало интересно. Потом увлекся. А дальше все больше и разнообразнее инструментов появлялось в моей жизни: гармонь, баян, аккордеон, – рассказывает Тагир.
Сегодня он играет на зурне, аккордеоне, балалайке, гитаре, нескольких ударных, а вот на самом виртуозном из группы духовых – кларнете – так и не научился.
– Главное в этом процессе отрегулировать дыхание, иметь хороший слух и большое терпение. Научиться играть на зурне не так просто, как кажется вначале. В первое время у меня даже губы отекали, болели мышцы лица, а потом я узнал, как это можно преодолеть. Учителей как таковых у меня не было. Я самоучка. Отец играл на флейте, камышовой свирели, балалайке, но делал это исключительно для себя. Свой талант он считал ничем иным, как обычным увлечением, и придерживался того же мнения в отношении меня. Поэтому, когда я в детстве попросил его съездить в магазин, где продавались различные музыкальные инструменты, он рассердился. «Даже не думай заниматься этим профессионально», – наказывал он. И тем не менее я уже не помню, где взял деньги, но вскоре у меня появился первый собственный баян. Позднее я решил поступить в культпросветучилище. Окончил. Уехал в Дахадаевский район искать работу. А через некоторое время основал ансамбль «Дубурлан», что в переводе с даргинского «Горцы».
Разучивали песни на разных языках. Играли попурри из дагестанских мелодий. Такой подход в многонациональной республике всегда в тренде. В ансамбле играют только мужчины, женщины вряд ли смогут, а вот петь под пронзительный звук зурны у них получается.
Первую зурну Тагир приобрел в Маджалисе в 1987 году у известного мастера Магомеда. У него взял и несколько уроков игры на этом инструменте. «Уже столько лет прошло, а у меня, когда услышу ее звук, всегда мурашки по коже. Она считается одним из немногих музыкальных инструментов, способных взволновать слушателей. Под звук зурны не усидишь на месте. Наверное, поэтому больше всего она популярна у народов Среднего Востока и у нас на Кавказе, где дети раньше учатся танцевать, чем говорить», – поясняет Тагир.
Ансамбль «Веселые зурначи» базируется в селении Уркарах в административном центре Дахадаевского района. Руководство села этот коллектив поддерживает. И он старается, работает с полной отдачей и большим желанием передать навыки игры на национальных инструментах подрастающему поколению. «Вот только оно пока не торопится с обучением, побаиваясь сложностей. Зурна не для тех, кто ищет легких путей, а своего хозяина всегда найдет», – уверен музыкант.
– Во время игры весь коллектив и я подстраиваемся под самого молодого участника, точнее – под его инструмент. Этого требует принцип работы с зурной. Иначе будет разлад. Трудно долго слушать только зурну, поэтому всегда в паре с ней звучат аккордеон и гармонь. А мне хочется к этому сочетанию добавить еще и дудук. Это один из моих любимых инструментов. Когда я впервые услышал его, то испытал восторг, грусть, умиротворение, ощутил прохладу наших гор и радость нового дня. И так стало легко на душе. Красивая музыка творит с человеком чудеса, – рассуждает Тагир Алиев.
Чтобы старинные мелодии сохранить и передать новым поколениям, все свои выступления ансамбль записывает. Это, конечно, не сравнится с живым исполнением носителями национальных традиций и обычаев, у которых коллектив ансамбля узнал столько интересного о своем прошлом. Но время каждому поколению отводит свою роль в этой беспрерывной цепи.
– Мне довелось пожить в разных местах нашей страны, но я всегда стремился вернуться к своему родному очагу – в село Трисанчи, что в переводе означает «разговорчивые люди». Эти близкие мне люди, наши горы, реки и мой родной очаг мне дороже всего в мире, – искренне говорит Тагир Алиев.