Купить PDF-версию
14:04 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
05:36 03.03.2012

«Разум заблуждается, чувства – никогда» А.Шуман

Царство духа, жизнь сердца, всплеск чувств и неподдельная искренность… Романтизм – это, пожалуй, самое эмоциональное и душевное направление в искусстве. Не случайно в эпоху романтизма идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Величайшие произведения мировой фортепьянной музыки, имена композиторов тех лет не забыты и сегодня. Сочинения музыкантов–романтиков входят в программу обучения детских школ искусств.

В целях популяризации романтической музыки, выявления начинающих одаренных музыкантов, поддержки творческой деятельности студенческой молодежи, совершенствования профессионального мастерства и исполнительской культуры молодых талантов был проведен региональный фестиваль фортепьянной музыки «Романтизм клавиш».

Участие в концерте приняли студенты и преподаватели высших учебных заведений, учащиеся музыкальных училищ, педагогических колледжей, детских музыкальных школ Дербента, Буйнакска, Кизляра и Махачкалы, Дербентского района, а также артисты Дагестанской государственной филармонии.

Торжественное открытие провела заместитель министра культуры РД, директор Республиканского дома народного творчества Министерства культуры РД Марита Мугадова. Она приветствовала гостей и участников фестиваля и подчеркнула важность проводимого мероприятия для культурного развития и просвещения молодежи республики.

Недолгая вступительная часть с приветственными телеграммами от именитых музыкантов страны сменилась долгожданным праздником загадочных звуков.

В порыве чувств и трепетном волнении исполнила произведения Шумана и Шопена солистка Даггосфилармонии, лауреат международных конкурсов Диана Увайсова.

Шопен как один из родоначальников эпохи романтизма в музыке вообще был очень востребован на фестивале. Молодая и очень талантливая пианистка, выпускница Астраханской консерватории Рамина Магомедова сыграла для слушателей четыре прелюдии этого композитора.  

Романтическая музыка сама по себе волнительна и красива, но многое зависит от профессионализма пианиста, ведь до слушателя она доходит сквозь призму восприятия исполнителя. Р. Магомедова играла так, словно каждый звук, издаваемый инструментом, — это частица ее самой, энергетическая волна, передаваемая залу. Звуки лились в изобилии со сменой настроений и ритмов, а сама пианистка почти в медиативном трансе сливалась с музыкой.

Затем сцена и рояль оказались во власти маленьких романтиков. Ученицы детских школ искусств, прошедшие предварительные отборочные туры и оказавшиеся лучшими среди сверстников, робко выходили на сцену… Но уже с первых аккордов они заметно преображались, будто забывали об огромном зале, обо всем, что их окружает. Тот азарт и вдохновение, которые читались на лицах юных музыкантов, трудно передать словами. Первые аплодисменты, первые цветы от поклонников… Возможно, для кого-то из них этот фестиваль станет стартовой площадкой для дальнейших больших успехов, а пока они торопятся за кулисы сразу по завершению своего выступления, стараясь преодолеть волнение, в надежде услышать одобрение от своих педагогов. Ведь сейчас они всего лишь ученики, стремящиеся достичь совершенства.

Жаль только, среди участников фестиваля практически не было ребят, какая-то в Дагестане сложилась тенденция, если в семье растет мальчик, то его непременно нужно отдать в спортивную секцию, желательно на вольную борьбу. А на то, какие способности у ребенка, мало кто обращает внимание. Был бы бесстрашным и сильным. Такая ситуация не может не удручать. Занятия силовыми видами спорта служат накоплению агрессии, не все исчерпывают ее в спортивном зале, зачастую она становится причиной уличных драк и беспричинных вероломств.  

С другой стороны, если вспомнить историю мирового искусства, в особенности фортепьянного, то можно проследить закономерность: все лучшие музыканты и композиторы были представителями мужского пола. Вот как тут не задуматься о будущем!

А фестиваль продолжался, музыка лилась, лилась, завораживая, чаруя и настраивая на лирический лад… Каждое новое выступление сопровождалось бурными овациями, зал наслаждался происходящим.

По завершении концертной программы состоялась научно-практическая конференция «Региональные аспекты музыкально-инструментального исполнительства (история, методика, перспективы развития)». 
 

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

3
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

2
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

54
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

26
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...