X
05:36 03.03.2012

«Разум заблуждается, чувства – никогда» А.Шуман

Царство духа, жизнь сердца, всплеск чувств и неподдельная искренность… Романтизм – это, пожалуй, самое эмоциональное и душевное направление в искусстве. Не случайно в эпоху романтизма идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Величайшие произведения мировой фортепьянной музыки, имена композиторов тех лет не забыты и сегодня. Сочинения музыкантов–романтиков входят в программу обучения детских школ искусств.

В целях популяризации романтической музыки, выявления начинающих одаренных музыкантов, поддержки творческой деятельности студенческой молодежи, совершенствования профессионального мастерства и исполнительской культуры молодых талантов был проведен региональный фестиваль фортепьянной музыки «Романтизм клавиш».

Участие в концерте приняли студенты и преподаватели высших учебных заведений, учащиеся музыкальных училищ, педагогических колледжей, детских музыкальных школ Дербента, Буйнакска, Кизляра и Махачкалы, Дербентского района, а также артисты Дагестанской государственной филармонии.

Торжественное открытие провела заместитель министра культуры РД, директор Республиканского дома народного творчества Министерства культуры РД Марита Мугадова. Она приветствовала гостей и участников фестиваля и подчеркнула важность проводимого мероприятия для культурного развития и просвещения молодежи республики.

Недолгая вступительная часть с приветственными телеграммами от именитых музыкантов страны сменилась долгожданным праздником загадочных звуков.

В порыве чувств и трепетном волнении исполнила произведения Шумана и Шопена солистка Даггосфилармонии, лауреат международных конкурсов Диана Увайсова.

Шопен как один из родоначальников эпохи романтизма в музыке вообще был очень востребован на фестивале. Молодая и очень талантливая пианистка, выпускница Астраханской консерватории Рамина Магомедова сыграла для слушателей четыре прелюдии этого композитора.  

Романтическая музыка сама по себе волнительна и красива, но многое зависит от профессионализма пианиста, ведь до слушателя она доходит сквозь призму восприятия исполнителя. Р. Магомедова играла так, словно каждый звук, издаваемый инструментом, — это частица ее самой, энергетическая волна, передаваемая залу. Звуки лились в изобилии со сменой настроений и ритмов, а сама пианистка почти в медиативном трансе сливалась с музыкой.

Затем сцена и рояль оказались во власти маленьких романтиков. Ученицы детских школ искусств, прошедшие предварительные отборочные туры и оказавшиеся лучшими среди сверстников, робко выходили на сцену… Но уже с первых аккордов они заметно преображались, будто забывали об огромном зале, обо всем, что их окружает. Тот азарт и вдохновение, которые читались на лицах юных музыкантов, трудно передать словами. Первые аплодисменты, первые цветы от поклонников… Возможно, для кого-то из них этот фестиваль станет стартовой площадкой для дальнейших больших успехов, а пока они торопятся за кулисы сразу по завершению своего выступления, стараясь преодолеть волнение, в надежде услышать одобрение от своих педагогов. Ведь сейчас они всего лишь ученики, стремящиеся достичь совершенства.

Жаль только, среди участников фестиваля практически не было ребят, какая-то в Дагестане сложилась тенденция, если в семье растет мальчик, то его непременно нужно отдать в спортивную секцию, желательно на вольную борьбу. А на то, какие способности у ребенка, мало кто обращает внимание. Был бы бесстрашным и сильным. Такая ситуация не может не удручать. Занятия силовыми видами спорта служат накоплению агрессии, не все исчерпывают ее в спортивном зале, зачастую она становится причиной уличных драк и беспричинных вероломств.  

С другой стороны, если вспомнить историю мирового искусства, в особенности фортепьянного, то можно проследить закономерность: все лучшие музыканты и композиторы были представителями мужского пола. Вот как тут не задуматься о будущем!

А фестиваль продолжался, музыка лилась, лилась, завораживая, чаруя и настраивая на лирический лад… Каждое новое выступление сопровождалось бурными овациями, зал наслаждался происходящим.

По завершении концертной программы состоялась научно-практическая конференция «Региональные аспекты музыкально-инструментального исполнительства (история, методика, перспективы развития)». 
 

Статьи из «Культура»

Кинусайга по-ногайски

7
Удивительная картина из лоскутков ткани и кувшин из джута привлекли моё внимание на...

Квинтессенция будущего

12
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Графини худграфа во всей красе…

17
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Духовность объединяет народы

10
Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной...

Ожерелье для любимой

11
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Расул Гамзатов и Самурский лес

13
Как мы знаем, одним из самых известных природных чудес...

Политик трудного времени

13
Презентация книги первого президента Республики Дагестан Муху Алиева «Между философией и...

Сказка без границ

9
Русские, осетинские, ингушские, крымско-татарские, дагестанские, чеченские, кабардинские…...

«Похороните меня за плинтусом»

17
Как эти слова из известной песни созвучны с тем, о чём я...

Своим путем. Три истории молодых и талантливых

159
Они молоды, талантливы и по-настоящему...

Порталы в прошлое

10
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Его стихи – огонь по невежеству

10
Известный русский писатель Николай Тихонов, который...