Рождённые степным ветром
Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова представил выставочный проект «Народ Хакасии, рождённый степным ветром». Выставка проходит в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи. Напомним, ранее в Хакасии экспонировался выставочный проект «Седой Каспий» из фондов дагестанского музея (нацпроект «Культура»).
Объединяя регионы
Экспозиция знакомит дагестанцев с культурой и традициями хакасского народа, бережно хранимых и передаваемых из поколения в поколение. Это предметы хозяйственно-бытового назначения, образцы кожаных орнаментированных фляжек, неповторимые музыкальные инструменты и, конечно, народные костюмы и украшения.
Именно костюм подчеркивал социальный статус человека и его благосостояние. Уникальность хакасской национальной одежде придает вышитый орнамент, который подразделяется на несколько видов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. По мнению исследователей, вышивка у хакасов является наиболее развитым и распространенным видом декоративно-прикладного искусства.
Сегодня Национальный музей Хакасии представил лишь частичку своей сокровищницы, его фонды насчитывают более 150 тысяч уникальных экспонатов.
– Обменные выставочные проекты объединяют народы, проживающие в разных концах России, и показывают, что мы одна большая многонациональная страна. И символично, что данная выставка открылась в преддверии Дня народного единства. Несмотря на то что регионы находятся далеко друг от друга, у нас много общего. Важно, чтобы богатое культурное наследие было открытым и доступным для каждого жителя страны, – отметил генеральный директор Национального музея РД Пахрудин Магомедов.
В будущем, по его словам, сотрудничество продолжится фотовыставкой в Хакасии, рассказывающей о жизни и творчестве поэта планеты Расула Гамзатова.
Директор Хакасского краеведческого музея Андрей Готлиб отметил, что дагестанская и хакасская культуры чем-то схожи, родственны.
– Хакасия, как и Дагестан, степная и горная республика. Хакасы – древнейший тюркский народ, который оставил яркий, важный след в истории евразийской цивилизации. И мы постарались показать дагестанцам культуру небольшого, но уникального народа. Мы представили культуру, которая существовала с конца XIX – начала XX веков. Это материалы, собранные несколькими поколениями музейщиков, – подчеркнул Андрей Иосифович.
Музыка древности
Гостям в ходе экскурсии по музею рассказывали о том, что истоки хакасской народной музыки лежат в глубокой древности. Не случайно на территории Хакасии, на стоянке Малая Сыя, обнаружен один из древнейших музыкальных инструментов – флейта, возраст которой насчитывает около 35 тыс. лет. О развитом музыкальном творчестве предков хакасов в Средневековье говорят историко-географические китайские, арабские и персидские летописи, а также фольклор современных народов Саяно-Алтая. Музыка хакасского народа – отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего неба. В ней отголоски судеб многих поколений края, величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчиной и женщиной. В традиционном хакасском обществе музыка окружала человека и в радости, и в печали. В недавнем прошлом каждый хакас должен был оставить и свою собственную песню для потомков.
Во что верили хакасы
В отношении мужской одежды было немало предписаний, примет и запретов. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые «хут сыынчан» – место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нежелательно было и продавать личную одежду – верили, что вместе с одеждой уходит и счастье. Нельзя было также подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали чабрецом. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать, иначе мужчина мог заболеть. Шапку нельзя было вертеть, класть на стол, наступать на нее. С обувью тоже связаны свои запреты: её необходимо класть на бок, но ни в коем случае подошвой вверх.
Дар ясновидения
Особое внимание посетителей привлекли экспонаты, связанные с шаманизмом. Шаман (по-хакасски «кам») считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. Шаманы играли важную роль в жизни хакасов: они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в мир иной. Рассказывают, что шаманский дар давался либо от рождения, что случалось довольно редко, либо при жизни. По представлению хакасов, сами духи («тёси») выбирали себе хозяина. Шаманские тёси воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т. д. Они делились на «чистых» («арыг тёстер») и нечистых («пуртах»), различались по полу и возрасту, по своему назначению и функциям.
Шаманским костюмом и атрибутами владели только сильные камы. Костюм («хамдых кип») состоит из кафтана, шапки и бубна с жезлом. Кафтан шили из кожи или красного сукна прямого покроя. Каждый элемент в нем обладал магическими свойствами.
Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие
километры от них, за тем, что творилось в ином мире. Шаманы использовались и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот, наслав на них злых духов. За это многие приравнивали шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что «практику злого шамана можно пресечь».
В ХХ веке традиционный шаманизм под влиянием Советской власти практически исчез. В конце 1980-х – начале 1990-х годов происходит рост интереса к традиционным верованиям хакасов. Было создано несколько шаманских организаций, занимающихся проблемами возрождения традиционных верований.
…А у нас главный хранитель Нацмузея Заира Кильдеева знакомила гостей из Хакасии с культурой дагестанских народов. Особую атмосферу празднику придавала игра на национальных инструментах солиста Даггосфилармонии кумузиста-виртуоза Башира Багавдинова, ансамбля оркестра народных инструментов
Дагестана, исполнителя народных песен Муртазали Магомедова.