«Сан эт», созвучное с «сонет»…
Почему-то мне всегда было интересно происхождение слова «сонет». Конечно, я знала что с итальянского «сонетто» означает песенку. Но хотелось еще какой-то трактовки, позначимей, что ли. И вдруг на презентации в Национальной библиотеке меня осенило: здесь явно не обошлось без тюркских истоков. Сонет – очень похоже на кумыкское «сан эт», то есть: снизойди до меня, признай меня, заметь. Это призыв Петрарки к Лауре. Это призыв каждого влюбленного, обращенный к обожествляемому человеку.
Все мы по сути хотим одного – чтобы нас понимали, чтобы отдавали нам должное. «Сан эт» поэта Ахмеда Джачаева возносится выше любви между мужчиной и женщиной. Он обращен к читателю, с которым поэт говорит на своем родном материнском языке. «Сан эт»: восхитись, взлети от моих строчек.
У самого Джачаева с признанием все в порядке, и уже давно. Он народный поэт, лауреат Госпремии РД. И все же, как и прежде, поэт взывает к своему читателю: услышь меня, пойми, вчитайся!
Вел презентацию Агарагим Султанмурадов – кандидат филологических наук, зав. кафедрой дагестанских литератур ДГУ. Он умело погружал зал в волшебный мир стихов Джачаева. И то сказать, публика была самая благодарная: из Хасавюртовского района приехала группа учителей Эндирейской школы №1. Выступили руководитель музыкального кружка школы, заслуженный артист РД Латип Шаипов, его сын, молодой певец Рамазан Шаипов, выпускник Эндирейской СОШ №2 Руслан Гаджимагомаев. Они исполнили песни на слова Ахмеда Джачаева.
Эмоциональным было выступление председателя районной профсоюзной организации учителей Хасавюртовского района, председателя Общественной палаты района Калсына Акгезова.
Казалось бы, столько лет пишет человек, что еще нового можно сказать? Джачаеву, однако, удается. Он ставит перед собой сложные задачи и блистательно решает их. Ему это интересно.
Забегая вперед, скажу, сразу после презентации Ахмед поделился со мной планами об издании сборника в стиле Омара Хайяма. Это его уважение к читателю – вместить в малые формы глубокие мысли и образы.
Мы же знаем, что талант – это только малая часть успеха. Ахмеду Джачаеву каким-то непостижимым образом удается совместить полет и кропотливую работу.
А какую смелость надо иметь, чтобы обратиться к сонету. Это ведь по сути тихая революция в национальной поэзии. До него такую поэтическую форму не использовали. А он отталкивался от коротких песен кумыков.
Став классиком при жизни, Ахмед Джачаев не забронзовел. У него горят глаза, он все время в творческом поиске. Два года назад, весь в трудах над книгой сонетов, он обмолвился, что его волнует философский вопрос о месте поэта среди людей. Я считаю, что на этот вопрос он уже ответил. Ответил своим творчеством и содержанием своей жизни.