Система координат Артема Гапурова
Париж – город-сказка, город-мечта, одно упоминание о котором рождает воспоминания из любимых в детстве книг, фильмов, даже если мы там не были или были всего раз, а может, не будем никогда. У каждого – свой образ Парижа, сокровенный, особенно для русской души. И это не случайно, ведь в истории наших культур было много эпизодов тесного соприкосновения, схождения.
В сознании проносится вереница образов – Елисейские поля и Эйфелева башня, всемирные выставки и Дягилевские русские сезоны, и, конечно, Монмартр с его живописными улочками, окутанными легендами о жизни знаменитых модернистов начала ХХ века. Для художника Париж – это прежде всего город-музей с богатейшими коллекциями, город, долгое время бывший законодателем художественных тенденций.
Выставка в Париже – важное событие в творческой биографии художника, это признание профессионализма. С 13 марта на Монмартре (улица Дюрантан) в русской галерее I-Gallery-Intelligence открылась персональная выставка Артема Гапурова (на снимке) «Обозначение пространства», нашего земляка, выпускника декоративно-прикладного отделения худграфа Дагпедуниверситета.
Артем – художник не в классическом понимании этого слова. Он действует скорее как изобретатель, конструктор. Представленные им работы – это инсталляции и артефакты с использованием необычной формы камней, ракушек, фрагментов бутылочных осколков, найденных на разных морских побережьях, расположенных в определенном ритме и совмещенных с металлом и стеклом. Эти элементы находятся в своих нишах, рядах, боксах, сотах и лишь иногда спонтанно нарушают общее стройное чередование.
Инсталляции объединяет общая идея. В освоении мира, который не всегда открыт человеку, а иногда даже может быть враждебен ему, очень важно фиксирование, называние его объектов, приведение их к некоему порядку, детабуирование, обозначение в новой системе координат. Это своеобразное распределение по полочкам, которое мы производим в сознании, попытка определения кода, дешифровка, дающая ключ к пониманию миропорядка.
Артем воспитывался в творческой среде, в семье художников-дизайнеров. Когда Елена и Тагир Гапуровы проходили обучение в художественно-промышленной Академии им. Строганова, их сын, будучи часто предоставлен самому себе, бродил по аудиториям и мастерским училища, обнаруживая то яркие кубики смальты, то впечатляющие станки для графики, открывая для себя выразительные возможности стекла и керамики, камня, металла и текстиля. Часто он оказывался в атмосфере активного обсуждения дизайн-проектов родителей с друзьями и профессорами Академии. Впечатления детства – самые яркие, они ведут нас потом всю жизнь, формируют и направляют, раскрывают красоту мира, заданную величайшим художником – самой Природой, ее многообразие и совершенство. Органические природные формы всегда являлись источником вдохновения для художников дизайна и конструкторов на дальнейшую их переработку, стилизацию и трансформацию.
Интерес к банальным «железякам» приводит позднее к увлечению компьютером и компьютерным дизайном, позволяющим усложнять конструкции, а также фотографией, фиксирующей ускользающее время. И одновременно с этим возникает серьезный подход к научно-фантастической литературе: Шекли, Уиндем, Хайнлайн, Лем, Желязны. И это мы тоже можем почувствовать в новых работах.
По окончании в 2003 году педуниверситета начинается профессиональная практика Артема. Он работает в области графического и архитектурного дизайна, позже приходит в театр и постоянно участвует в художественных выставках.
Так постепенно складывается круг вопросов и тем, волнующих художника-дизайнера. В идейном отношении это темы космоса и экологии, в техническом – исследования круга понятий. При этом у Артема всегда на первый план выступает изобретательная сторона. Он разнообразит и усложняет технику, экспериментируя с разными, иногда кажущимися несочетаемыми материалами.
Среда естественная, природная и среда искусственная, технический мир, создаваемый человеком, их взаимодействие, случайное или намеренное, гармоничное их соединение или непримиримая борьба. Одна из главных составляющих его работ – экологическая направленность.В разных композициях, будь то лепестки гинко билобы или семена ясеня, сплющенные монетки, кусочки стекла, отшлифованные морской волной, ракушки, представляют собой отдельные элементы в общей структуре, выстроенные в определенном ритме.
Многие композиции напоминают оптические иллюзии Вазарелли или гвоздевые композиции Юккера. Но это лишь видимое сходство, за которым кроется иное, личное осмысление, новаторский подход к техническому исполнению. Он играет с формой, представляя простые геометрические фигуры сжатыми, или растянутыми, или трансформирующимися в полусферы (Деформации пространства).
Подобно средневековому алхимику, Артем экспериментирует с материалами, совмещая алюминиевый композит, текстолит, зеркала, окисленную медь, стекло и клей.
В работе «Генератор синтетической жизни» идея более комфортного в экологическом и этическом смысле устройства жизни человека перекликается с теорией Циолковского об освоении новых миров в космическом пространстве.
Задаваясь философскими вопросами, Артем не забывает и об эстетической стороне. Многие его композиции выглядят как декоративные панно, способны украсить любой интерьер, неожиданно раскрыть, какое богатство оттенков сине-зеленого можно извлечь из окисленной меди (Координатная сетка).
Прекрасен художник Гапуров, путешествующий по миру, по разным странам и городам, собирающий диковинные штуки и затем раскрывающий нам глаза на то, мимо чего мы проходим ежедневно и безучастно, не замечая красоты. Опытным глазом он выхватывает из реальности объекты и представляет их в новом свете, с иной стороны.
Артем – человек удивительно легкого характера: он легко общается, легко влюбляется, легко перемещается. Он только вчера был в Махачкале и вдруг уже в Москве, а потом в Риге, Лондоне, Амстердаме и Париже. И это уже в рамках культурной программы международной мастерской творческого объединения Made in Cardbordia, целью которого является создание пространства Города будущего, идеального для жизни и творчества.