Служил народу и Отечеству
Финальная премьера уходящего года под названием «Сагид» при полном аншлаге прошла на сцене Даргинского театра им. О. Батырая. Среди присутствующих в зале были люди разных возрастов и профессий, которых объединяет любовь к национальному театральному искусству, в том числе школьники и студенты, посетившие спектакль, пользуясь Пушкинской картой.
Перед началом премьерного показа зрителей поприветствовали художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ и РД, режиссер-постановщик Мустафа Ибрагимов и автор пьесы, народный писатель Дагестана, драматург Касумбек Миграбов.
В своем произведении драматург поведал о непростой судьбе и трудовом пути ученого, лингвиста, поэта, прозаика и публициста Сагида Абдуллаева, 120-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.
В статье в газете «Дагестанская правда» от 5 декабря 2018 года Касумбек Ибрагимович пишет: «О жизни Сагида Абдуллаева написано предостаточно. Но его гений таит еще множество загадок, а герои его произведений значительно глубже, чем может показаться на первый взгляд, что свидетельствует о многогранности его мышления и таланта. О природной его одаренности, уме и таланте говорит тот факт, что Сагид Абдуллаев, кроме литературы, занимался также наукой. Он создал алфавит и грамматику даргинского языка, систематизировал его синтаксис, лексику и словари. Ученый писал школьные программы, учебники и преподавал в пединституте. Его высоко ценили как ученого-лингвиста. Пройдя с боями от Моздока до Берлина в годы Великой Отечественной войны, Абдуллаев вернулся в родной НИИ, где работал до конца жизни. Сагид Нухкадиевич создал даргинский алфавит и довел до совершенства даргинский литературный язык, взяв за его основу акушинский диалект. Его знаменитые труды – «Русско-даргинский словарь» (1950) и фундаментальная «Грамматика даргинского языка. Фонетика и морфология» (1954) – библиографическая редкость, хотя должны стать настольными книгами даргинцев, интересующихся родным языком».
Спектакль «Сагид» планировали поставить еще в 2020 году, но он не был завершен в связи с пандемией коронавируса. Как вспоминает Мустафа Ибрагимов, работа над новой постановкой весной 2020 года шла весьма продуктивно и должна была завершиться в начале мая, но, к сожалению, была прервана из-за роста заболеваемости.
«Но спустя три года мы сумели продолжить начатое, в том числе благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РД и давнего соратника театра, мецената из села Сурхачи Магомедрасула Юсупова. Весь наш коллектив театра очень благодарен ему за отзывчивость и поддержку столь важного начинания на благо культуры своего народа и вклад в дело сохранения, популяризации родного языка», – делится режиссер.
И вот спектакль, наконец, представлен зрителю! Минимализм в декорациях, передающих дух эпохи 30–40-х годов прошлого века, мастерски воплощен на сцене народным художником РД Ибрагимхалилом Супьяновым. В драме задействован практически весь коллектив театра, большие и малые роли в ней исполняют народный артист РД Мухтар Нухов, заслуженные артисты РД Абдулла Ризванов, Аминат Дациева, Гасанкади Рабаданов, Рашидат Исмаилова, Саният Каримова, Магомедрасул Магомедрасулов, заслуженный деятель культуры РД Салимат Шахмандарова, талантливые артисты Нурбаганд Идрисов, Алибхан Алибеков, Минатулла Гусенов, Рабадан Ильясов, Магомед Ибрагимов, Рахмет Бахмудов, Амирбек Батиров, Гасан Иминов, Ислам Гасанов, Зарина Азизова, Хузаймат Ибрагимова, Арсен Гасанов, Мисри Магомедова, а также музыканты и артисты, занятые в хоре.
Главную роль в этой драматической постановке сыграл Абдусамад Алиев. В октябре ему исполнилось 35 лет, 14 из которых он посвятил служению театру. В послужном списке Абдусамада немало главных ролей, но в основном комедийного жанра, в таких спектаклях, как «Проделки Чарака», «Аршин мал алан», «Влюбленные». Зрителям запомнились и яркие образы его героев в постановках «Гульжанат», «Ханума», «Свадьба Чоная», «Слуга двух господ», «Расторжение брака», «Адвокат Пьер Патлен» и др.
Признается, что это была одна из самых сложных ролей в его театральном репертуаре.
«Создать на сцене образ Сагида Абдуллаева – личности легендарной для даргинского народа и в целом всего Дагестана – большая честь и в то же время ответственность. Он стал новатором, прекрасно чувствовал время и окружающую действительность. Отсюда его страдания и одиночество. И я уверен, что душевную боль Сагид Нухкадиевич всегда ощущал тяжелее боли физической. Ведь незаслуженно арестовали и ложно обвинили в предательстве Родины, а он затем добровольцем ушел на войну. Как связаны между собой эти два события? Что чувствовал человек, который всю жизнь держал в руках перо и взял вместо него оружие? Как он смог выстоять? Я сам до сих пор ищу ответы на эти сложные вопросы», – говорит А. Алиев.
Спектакль получил живой отклик у зрителей, все присутствующие почтили минутой молчания память ученого и лингвиста Сагида Абдуллаева, верно служившего своему народу и Отечеству.