Состояние души

Георгий Трунов – известный в республике меломан. Он и сегодня не хочет расставаться с увлечением своего детства – рок-н-роллом.
— Я, наверное, один никак не вырасту из того времени. Мне все еще 14 будто. Но оставить все я не хочу и не могу. Это часть моей жизни, и, живя сегодня музыкой, я могу оставаться в детстве, — говорит Георгий и достает одну из своих любимых пластинок – сборник «ВИА Гуниб» и дает послушать. Произведения Мурада Кажлаева в его коллекции, которая, кстати, насчитывает больше тысячи пластинок, – одни из любимых.
Но это сегодня Георгий «ловит кайф» от дагестанских исполнителей и композиторов. А скажи ему лет 40 назад, что он когда-то будет по всему миру собирать музыку дагестанскую и советскую, он бы в жизни не поверил, – что может заняться такой ерундой.
— Это сегодня пластинки с музыкой того же самого Ширвани Чалаева или Мурада Кажлаева, песнями Льва Лещенко, которые в пору моего детства никто не воспринимал всерьез, являются коллекционной ценностью. А тогда, вот посмотрите, на многих стоит по нескольку раз запись об уценке, они продавались с трудом и лежали никому не нужные.
— А что тогда слушали народ и вы, в частности?
— Все в основном гонялись за западной музыкой. Зарубежный рок-н-ролл был частью жизни почти каждого меломана. «Beatles», Accept, Deep Purplе слушали все. Кто-то любил советских исполнителей, но это считалось жутко немодным, и некоторые даже стеснялись признаваться в своем «постыдном» увлечении. Я же, напротив, не стеснялся слушать наравне с западными группами того же Юрия Антонова, группу «Земляне». Но по-настоящему меня засосало в меломанию и в рок-н-ролл после того, как я однажды прослушал группу «Машина времени». Это был 83-й год. Как-то встретил своего товарища по прозвищу Детина, который только что купил за 25 рублей в комиссионном магазине кассету этой группы. Мне стало интересно. Я затащил его к себе, чтобы послушать, и понял, что это — мое. Я перекупил эту кассету за 30 рублей. Для восьмиклассника в те времена это было целое состояние, но у меня были кое-какие сбережения. Я заслушивал кассету до дыр, я все песни выучил наизусть. С тех пор и погрузился в свое увлечение с головой.
— А родители поддерживали ваше увлечение, или как сегодня современных детей гоняют от смартфонов, вас отлучали от кассет?
— Большинство моих сверстников родители не понимали и даже запрещали этой «ерундой» заниматься. Мне же повезло. Мои родители меня поддерживали и даже иногда помогали находить кассеты групп, официально не имевших права выступать. Так, отец однажды принес мне кассету группы «Гулливер», её мало где можно было найти. Самое яркое музыкальное впечатление и потрясение тоже было в моей жизни благодаря родителям. Однажды папа возвращался с работы, я подбегаю к балкону как обычно и вижу, что из заднего окна его машины торчит какая-то большая коробка. Понять не могу, что это он привез. Папа с трудом поднял коробку в квартиру, и, когда он ее занес, я, можно сказать, потерял дар речи: это был японский двухкассетник Sharp GF-777. По тем временам круть несусветная и дорогущая. Когда я сказал в школе, что мне отец купил такой магнитофон, ребята не поверили. Домой пришла целая делегация, чтобы проверить, правда ли это. Все убедились в моей искренности, и с того дня я стал, можно сказать, легендой и самым крутым парнем в школе (смеется).
— С таким классным аппаратом не стать меломаном уже было нельзя.
— Ну конечно! После этого я стал еще активнее собирать свою коллекцию. Набралось 30 кассет. Для моего возраста – 14 лет – это была довольно серьезная цифра.
— А как пополняли свое собрание? Покупали или записывали у друзей?
— Что-то покупал, но большая часть записана была. И нередко не у друзей вовсе, а у людей, которых практически не знал. Мы через свои каналы узнавали, что, к примеру, у моего знакомого есть кассета с классной песней, и искали его, чтобы прийти к нему домой и записать. Одолжить ненадолго было нереально, потому что не давали, опасаясь, что испортят или вырежут фрагмент ленты (были такие негодяи в то время тоже). Однажды, помню, мы с моим другом ехали в «Первуху» на автобусе, за спиной тяжеленный магнитофон в спортивной сумке. От остановки идём к дому малознакомого нам мальчика Васи, у которого, как нам сказали, есть нужная нам песня. Еле находим квартиру, стучимся, открывает его мама. «А Вася дома?» – спрашиваем. «Нет, извините, ребята, его нет. Когда будет, не знаю». Мы плетемся обратно. На следующий день наша «спецоперация» повторилась, и снова мы вернулись ни с чем. Так продолжалось три дня, пока все же не поймали Васю. Сегодня бы мы так не мучились, мобильная связь решила бы все проблемы, а тогда все было иначе. Но, знаете, я все это вспоминаю и понимаю – вот это и был кайф.
— В Махачкале того времени проходили концерты рок-н-рольных групп. Вы их тоже посещали наверняка.
— Да, конечно, к нам многие приезжали — и наши, и польские исполнители, Ян Гилан был с концертом. Я бывал на многих, но, честно сказать, всегда предпочитал послушать музыку дома, оставшись один. На концерте слушать ее все же нереально, там другая атмосфера, и люди приходят послушать и увидеть своего любимого исполнителя.
— Вы учились в Москве. Во времена студенчества тоже слушали рок-н-ролл и меломанили?
— Да, с переездом в Москву открыл для себя много новых исполнителей, тех, что у нас в Дагестане нам были незнакомы. Мы посещали подпольные рок-концерты. Помню, как-то все махнули в Питер (тогда город считался одним из центров советского рока) на концерт «Алисы» – малоизвестной в то время группы. Несколько часов на поезде, потом еще ждали начала концерта в какой-то квартире у питерского меломана, с кучей незнакомых людей и стенами, обклеенными всеми плакатами мира. Наконец мы двинулись за город, в какой-то Дом культуры. Маленькое здание довоенной постройки, казалось, вместило людей в 10 раз больше, чем могло поместиться. Солист группы орет что-то в микрофон, я толком ничего не слышу и не вижу, но атмосфера и энергия в зале была термоядерная, словами и не передашь. Позже, в начале 90-х, я пошел на концерт этой же группы в Москве. К тому времени «Алиса» уже гремела. Все красиво, на сцене уже не самодельные инструменты, а дорогущая аппаратура. Все вроде бы классно, но скучно. Это для меня уже был не рок-н-ролл. Не было там души.
— Сегодня у вас внушительная коллекция. Вы долго ее собирали?
— Это собрано за последние 4 года, а до этого я надолго забыл о своем хобби. Где-то с середины 90-х я бросил меломанить. Все было уже не тем. Когда-то мы всё доставали с таким трудом, поиски вожделенной песни были маленькими приключениями. А тут всё разом хлынуло, всего завались, и стало жутко неинтересно. А потом еще пошли компакт-диски, а к ним плееры, и поколение меломанов стало вымирать. Помню, друг выбросил всю свою коллекцию и аппаратуру на мусорку, как только купил себе вот такой плеер. А когда еще всех поглотил Интернет и там можно было скачивать бесплатно все, что хочешь, так вообще меломанить по-старому стало чем-то вроде атавизма. Я накачал себе всего, что хотел, занялся работой и забыл обо всем надолго.
— Что вернуло вас к хобби вашего детства?
— Несколько последних лет в Интернете стал встречать тех, кто снова собирает пластинки. Узнал, что в мире создаются целые сообщества любителей послушать музыку на пластинках, кассетах и других старых носителях. Заинтересовался и тоже что-то потихонечку начал собирать. Купил хорошую аппаратуру – магнитофоны и проигрыватели 70-х годов, и они сегодня работают отменно – и стал собирать свою коллекцию. Вначале понакупил пластинок с песнями моего детства, тех же самых Space, Accept, Deep Purplе, а потом пошло все остальное. Всерьез заниматься этим начал с момента знакомства со своей женой Мадиной. Она в юности тоже увлекалась музыкой и сейчас так же, как я, любит послушать песни на кассетах и пластинках. Благодаря ей я открыл для себя много другой музыки. К примеру, сегодня с удовольствием слушаю грузинские эстрадные группы, джаз. Мне повезло с женой – она меня поддерживает в моем увлечении и даже помогает.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
