Его презентация впервые состоялась еще в 2002 году и задумывалась «Галереей» как стартовая площадка для талантливой творческой молодежи.
Проект оказался удачным, как, впрочем, и все другие, реализованные взыскательной и по — хорошему конъюнктурной «Галереей». Многие из тех, кто заявил о себе в 2002 г. робкими, но одновременно яркими новаторскими по тем временам работами, ныне уже известные творческие имена.
Четырнадцать многоаспектных по форме и мировосприятию работ в небольшой экспозиции «Первой галереи» при абсолютной разности подходов к способам выражения себя на холсте тем не менее наполнены желанием стать первооткрывателями.
Они уже не революционеры, но исследователи профессиональной художественной школы. И разрыв в шесть лет между двумя «сценами» с точностью хронометража фиксирует последовательную направленность «действа». Живопись, графика и уже новые технологии представлены на выставке равноправно. И это тоже явление среды обитания «next». Это отмечали и выступавшие на вернисаже гости «Галереи» — искусствоведы, художники и любители живописи. Председатель ГТРК С.Уладиев, не стал давать оценку проекта «Новой сцены», но совершенно точно определил суть творчества молодых авторов, отметив, что в нынешнее беспокойное время социального переустройства общества именно духовные, нравственные начала являются ориентиром будущего. — Государства, даже самые процветающие, сильны критериями и ценностями высокого искусства – разнообразием жанров и талантливых имен, — сказал он. — И я вижу, что у нашего Дагестана есть будущее. Эта выставка – лучшее тому подтверждение.
Отбирая работы молодых художников, хозяйка «Первой галереи» Д.Дагирова руководствовалась не общепринятыми канонами. Главное условие – новые имена и талант. Среди представленных работ самые разные – креативные и постмодернистские, написанные в реалистичной манере и в самых разных жанрах, вплоть до батика. Их ценность заключалась в совершенно ином взгляде на мир и новые отношения, которые все стремительнее входят в нашу жизнь. – Это другое искусство, — заявил художник-искусствовод Тимур Мусаев. – Многие композиции, с моей точки зрения, грешат несовершенством, но есть среди них и тождественные внутреннему «я», уверенные в свободе выражения. Но тем и хорошо новое искусство, что оно конкретно и обозначенно, в нем есть позиция и здоровые амбиции. И эта сиюминутность – как констатация без сожаления уходящей натуры и приход следующего нового этапа эволюции в искусстве.
«Новая сцена» ко многому обязывает дебютантов, выпускников ДГПУ, художников-менеджеров, имеющих специальное образование. Ведь для многих из них по сути это их первая публичная заявка на будущее. Представленные молодыми авторами творения абсолютно оторваны от такой близкой, но уже прошлой эпохи даже в использовании технических приемов. Иногда даже путаешься, не зная, где кисть художника, а где компьютерная фотографика, возможности которых практически неограничены. Краски и воспроизведенные мультимедийным рядом линии, подправленные рукой молодого исследователя, абсолютны и превращаются во вполне конкретные форму и сюжет на тему: «Новая сцена – новое действо» — с чудесными превращениями фантастического и реального, в игру теней и света.
«Корабль, освещающий темноту» А.Зайидовой выполнен в полутонах. В сгущающемся в полутенях бурном море в узком просвете – узкая полоса неба в тучах. Внизу – напоминающая воронку бездна. Лишь только образ полуребенка, полудевушки, бегущей по волнам, как Фрези Грант, указывает путь сбившемуся с курса кораблю.
Другой, не менее фантасмагоричный сюжет в композиции «Летящий зонт. Зима и осень». Он словно «картинки с выставки». За стеклом, покрытым каплями дождя, переход из одного состояния времени года в другое, постепенно он превращается в вечный танец запоздалых красок осени: багрово-охристых, отражающихся в зеркальных лужах и неумолимо отсчитывающих бег времени.
Заира Астемирова продолжает тему структурированных красок и мыслей, выражающихся в игре произвольных линий. Удивляет ее зрелое выражение на холсте до того момента, пока не вспоминаешь, что художница – продолжение творчества двух известных дагестанских художников Астемировых.
Серия «Отражение» И.Джетере – вновь попытка языком абстрактных линий высказаться о своем ощущении жизни и творчества. Философия красок не столь наивна, как кажется на первый взгляд. Заданность сюжетной канвы пересекается в форме мысли и цвета. Здесь отчетливо угадываются образы-символы, устремленные к непознанному и таинственному.
«Карнавал» А.Сергеева, выполненный в технике «вкрапления», при внешней хаотичности красок вполне реален. Это веселый карнавал нарядных набережных, дворцов и такой же радужной воды, отражающей всеобщее веселье и праздник.
«Петушок на палочке» А.Голик, выполнен в технике «гелевая ручка». Он словно фантастическая сказка о «Золотом петушке» — воздушном, прозрачном и почти идеальным по форме, графичен и изыскан. Браво!
Батик – шелк Н.Савельевой – воплощенное искусство традиций этого жанра. Сработан профессионально и фантазийно. Да, хорошо. Но это, конечно, не новое искусство.
Обрадовали акварели-ассоциации Ю.Ротте «Переславль. Лентулов. Воспоминания» и «Дышать из чувства, что влюблен в прекрасную мечту…». Они словно живое олицетворение прошлого – будущего. Храм и улочки старого города близки и понятны. Ее работы – как готовые декорации к «новой сцене», которая обязательно состоится.
При внешней самоуверенности и желании выглядеть взрослыми, работы молодых запоминаются первозданностью чувств и романтикой ожиданий, свойственных только молодежи.
Многие из авторов пока не определились в том, что же им интересно на самом деле. Но испытание сил и куража и есть та главная составляющая, что движет искусство и человеческую мысль вперед.