X
09:43 12.10.2023

Театр на стыке культур

В Махачкале – театральная премьера. Казалось бы, кого сегодня этим удивишь: театральная жизнь в столице республики кипит, национальные театры радуют публику своими новыми постановками регулярно. Но вот открытие сезона московского театра на дагестанской сцене, пожалуй, происходит у нас впервые.

На сцене Кумыкского театра московский театр драмы и комедии «Восток-Запад» показал свой спектакль «Бестужев» по пьесе Шапи Казиева. Завзятые махачкалинские театралы вспомнят, что к этому произведению обращался и наш Русский театр им. Горького. Всё логично: постановщиком обоих спектаклей стал заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. Он же создатель, вдохновитель и главный режиссер нового московского театра с таким необычным названием.

Премьерные спектакли «Бестужева» прошли в Москве в апреле этого года, а сегодня эта постановка открывает в Махачкале новый театральный год для московского коллектива.

Прежде чем зайти в зрительный зал, мы, конечно, не могли не задать Скандарбеку Данияловичу пару вопросов о его детище. И прежде всего хотелось узнать концепцию нового театра.

«Когда я создал свой театр в Москве, то искал возможность соединения культуры, мировоззрения Востока и Запада и в качестве премьерного спектакля хотел взять за основу японскую и английскую пьесы. А потом подумал: мы же большая страна, и можно рассказать о столкновении двух культур на нашем материале. И пьеса Казиева подходит для этого как нельзя лучше. Для русских понятен Бестужев, писатель, дворянин, «белая кость». Дагестанцы хорошо знают Шамиля, Аммалат-бека», – говорит режиссер.

«Бестужев» на московской сцене – это не тот спектакль, что вышел ранее в Дагестане. Он камерный, без больших массовых сцен, сложных декораций. Тулпаров сделал акцент на внутренней борьбе человека, его терзаниях по поводу необходимости сделать выбор, который, кроме душевных мук, ничего не приносит герою. Бестужева отправляют в Дагестан смыть свой грех перед царской Россией кровью. Он же приезжает и влюбляется в горный край.

«Меня послали сюда драться, а душа просит брататься», – слова главного героя, испытывающего глубокий кризис: как отстоять свое Отечество и при этом воевать с людьми, которых полюбил. Судьба Бестужева неизвестна, есть много версий и домыслов: то ли он присоединился позже к движению Шамиля, то ли погиб, то ли просто ушел от людей и жил в одиночестве. Скандарбек Тулпаров рассказал историю жизни на Кавказе Александра Бестужева, молодого блестящего дворянина, встретившего здесь и свою любовь, и литературный успех, и новое братство.

Зрители оценили игру столичных актеров, сумевших передать не только нюансы взаимоотношений, царивших в то время между служивыми людьми, но и характер настоящих горцев. Алексей Гиммельрейх в главной роли, заслуженный артист РФ Николай Глебов, Пати Махачева, Владимир Ильин, Павел Архипов, Николина Калебарде, Дарья Пашкова, Микаэль Амирханов, Виктор Коростень – актеры заслуженно получили долгие аплодисменты дагестанской публики, очень тепло принявшей спектакль.

Скоро театр Скандарбека Тулпарова везет в Санкт-Петербург моноспектакль с солисткой Большого театра Александрой Майской. Она не только певица, но и отличная актриса, прошла хорошую актерскую школу. «Дорога к фрейле души» – спектакль о том, как найти свое светлое в жизни.

В репертуаре театра также детективная комедия «Ловушка» Робера Тома, монодрама «Записки сумасшедшего» Гоголя. В планах – Чехов и Тенесси.

«Я не люблю ставить то, что уже когда-то делал, – делится режиссер. – Это как жениться во второй раз на одной и той же женщине. Всегда придумываю другое решение. У меня долго шел спектакль «Дядя Ваня». И вот сейчас я думаю, что одну сцену сделал бы по-другому. Есть пьесы, которые я выкидываю из головы после постановки, а есть такие, что ты живешь с этими спектаклями. Они глубоко во мне, и в них копаешься постоянно, ищешь что-то новое».

У «Востока-Запада» постоянная труппа, здесь служат актеры из разных известных московских театров. Скандарбек Тулпаров из тех режиссеров, что строит дом – он видит всю структуру театра, прокладывает ему дорогу, ведет свою политику. Поэтому выстраивает работу с актерами на долгосрочную перспективу. Ему надо изучить актера, знать все фибры его души. Нужно уметь убирать его штампы, открывать новые грани мастерства. Это не каждому режиссеру под силу. Часто режиссер идет по пути «любимчиков», не замечая тех, кто «не его актеры». Тулпаров считает, что необходимо уметь видеть всех.

Наталья Газиева, заместитель директора по связям с общественностью, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, назвала труппу «командой единомышленников», все члены которой невероятно любят театр, абсолютно и безоговорочно верят своему руководителю, главному режиссёру.

«Восток-Запад» живет сегодня самостоятельно, без государственной поддержки. И это большой риск и в некотором смысле хороший авантюризм – открыть в Москве, одной из мировых театральных столиц, новый театр.

«Давно мечтал о таком – объединить народы России, чтобы люди стали добрее, лучше понимали друг друга, чтобы был большой счастливый мир. Это только начало, наш театр будет расширять границы, будем ставить спектакли разных народов. И не забывать о Кавказе, еще так мало
изученном и понятом», – говорит Тулпаров. Да сбудутся его слова!

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

11
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

92
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...