Территория самовыражения
Помните, мы наблюдали за тем, как «оживают» стены Дербента? Всем было интересно, в чем же заключается идея первого стрит-арт фестиваля… Дождались. Стены домов в Дербенте встречают нас кувшинами, горами, стихами, коврами. Всё это муралы – огромные граффити. И каждый раз, проезжая мимо, всё равно фотографирую эту красоту. Ну красиво же!
Рисунки на стенах – отдельный вид искусства, заслуживающий аплодисментов. Это результат творческих усилий лучших уличных художников страны. Авторы отразили в них дагестанский колорит. В числе граффитистов был и наш земляк Руслан Магомедов. В основном он работает в Москве и Петербурге, его работы пользуются большой популярностью и за пределами страны.
Руслан не просто уличный художник, он раздвигает привычные границы граффити каллиграфическими стилями с витиеватыми посланиями. Каждое его полотно – вроде закрытых презентаций, истинный смысл которых таится в лабиринтах из прямых, закруглённых и пересекающихся линий, кажется, им нет начала и нет конца. Каждая прочитанная буква, сложенное слово невидимой рукой ведут к разгадке послания.
Художник продвигает в мир искусства творчество, уходящее корнями в граффити-культуру и каллиграфию. Любая свободная поверхность – территория самовыражения. Неважно, идет речь о стенах или тканях. Когда буквы выстраиваются в идеальный орнамент, даже обувь, звуковые колонки, гипсовые скульптуры, мебель приобретают сакральный смысл.
Талант молодого каллиграфа оценили за рубежом. Он сделал две свободные работы на легальном уличном споте в Барселоне с содержанием отрывков из текста собственной песни на тему «Теория плоской земли». Речь о том, как важно не потерять рассудок в большом количестве конспирологической информации, льющейся на нас из социальных сетей, не стать фанатиком новых и не всегда адекватных теорий. В Дубае совместно с арабским каллиграфом разрисовали два холста, они представлены в одной из галерей города. Совместно с дизайнером одежды и обуви Магомедом Казиахмедовым в честь 50-летия бренда «Puma» разработали фирменную надпись в арабской интерпретации. Добавили новые детали в виде брендированных шнурков и кожаных бирок…
Создание произведений для Руслана Магомедова медитативный процесс. Он часто работает под музыку, причем разную. Ритм помогает в написании букв, помогает не уйти во внутренний диалог с собой. Свой непохожий «словесный» мир поначалу передавал латинскими буквами, сейчас преимущественно арабской вязью и кириллицей. Кириллическую письменность сложнее всего изображать. Она требует к себе другого, более тонкого, продуманного подхода.
Он «накинул» на стену дагестанский ковер. Рассказывал, что, прежде чем взяться за дело, долго изучал мир коврового искусства и пришел к единому пониманию геометрии ковра. Заполнил его каллиграфией, расписал стихотворением Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Но их так просто не прочесть, каллиграфия поддается не всем. Но вы попытайтесь.