Торжество таланта
Дагестан издавна называют заповедником народных промыслов. Здесь целые аулы занимаются изготовлением предметов художественного ремесла. И это не только Кубачи – центр златокузнецов. Искусной обработкой металла с древних времён славны изделия аварцев, лакцев, даргинцев. Семьями изготавливали кувшины, тазы, огромные блюда, чашки, кружки, украшали их орнаментом, во многом характерным для определённого района. Да что там семьями, целыми поколениями! В горном крае немало мастеров в пятом, шестом и даже восьмом поколении. Одна из них – семья Гимбатовых – своим талантом в обработке металла несёт торжество народного искусства Дагестана.
На днях в Центре народных промыслов в Махачкале состоялась выставка Магомедрасула (на снимке) – одного из трёх сыновей именитого ювелира, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Репина Базаргана Гимбатова. Магомедрасул – мастер в пятом поколении.
– Это только мы с братьями, тоже ювелирами, знаем своих предков до пятого поколения, потому что сохранились образцы резьбы по камню, дереву нашего прапрадеда Нурали Алибекова. Как говорят, он резал камень, словно масло. Другой предок, Алибек, так составлял краски, что они до сих пор на кладбищенских камнях выглядят как свежие. Их мастерство и сейчас восхищает современных резчиков, созданные ими орнаменты изучают на сохранившихся древних надмогильных камнях, удивляются их творческой фантазии. Имя нашего прапрадеда с уважением вспоминают мастера-аксакалы и говорят, что он перенял овладение древним искусством от своих предков, которых мы, нынешнее поколение Гимбатовых, не знаем, – поясняет Магомедрасул. – Кстати, прадед и дед по материнской линии тоже были ювелирами.
Его отец Базарган Гимбатов – знаменитый златокузнец, конечно же, хотел, чтобы старший сын продолжил дело рода. Но Магомедрасул, окончив школу, за компанию с товарищами решил поступать в ДГУ на столь «модный» экономический факультет. К тихой радости отца, сын не прошёл в студенты ДГУ, и он взял его учеником на Гоцатлинский художественный комбинат, которым в ту пору руководил, обучаться азам обработки металла. Наблюдавший с детства за работой отца Магомедрасул сноровисто, без особого труда освоил основные методы старинного ремесла. По истечении года отцу и сыну было ясно: надо поступать учиться в Дагпединститут на художественно-графический факультет.
Движимый поиском оригинальных решений студент по своему замыслу сделал из серебра обложку к нашумевшей тогда книге Л. Брежнева «Малая земля». Это был литературный хит конца 70-х годов прошлого века, и прилежный сын своего времени решил обрамить книгу благородным металлом по своему эскизу композиции обложки с придуманным им орнаментом, чернением и позолотой. Богато украшенную книгу представили в Кремле. Работа молодого ювелира была высоко оценена специалистами и автором, обозначенным на серебряном окладе. Талантливый студент обратил на себя внимание специалистов декоративно-прикладного искусства. Но, следуя обозначенной в дипломе специальности – учитель рисования и черчения, Магомедрасул как законопослушный выпускник вуза пошёл работать в сельскую школу.
И всё-таки зов крови привёл его в мастерские при Художественном фонде Союза художников Дагестана. Его увлекла работа мастером-ювелиром, участие во всесоюзных, всероссийских, республиканских выставках. И нынешняя персональная выставка показала, каких высот достигло мастерство Магомедрасула Гимбатова, на счету которого более 60 показов на разных художественных площадках страны.
В работе он всегда равнялся на своего именитого отца Базаргана Гимбатова, чей талант восхищал видевших его ювелирные изделия высочайшего класса мастерства в Мехико, Нью-Йорке, Осаке, Монреале, Москве, Суздале… И как эталон ювелирного искусства в отдельной витрине выставлены две работы знатного мастера. Глядя на вазу Базаргана Гимбатовича «Гоцатль», дух захватывает от щедрости таланта, почти неверится, что такую сложную работу можно сотворить руками с помощью нехитрых инструментов. «Мне далеко до такого мастерства», – стоя рядом с витриной, сокрушается Магомедрасул. Ручная выколотка, глубокая гравировка, оксидировка, чеканка, накладная филигрань – демонстрация высокого мастерства. Вот и свою персональную выставку Магомедрасул посвятил 95-летию отца.
Переведя взгляд на другие витрины с изделиями, осознаёшь его скромность. Как не восхититься декоративной тарелкой «Мать и дитя», где на маленькой поверхности так плотно уложена философия мироздания с помощью орнамента, паутинной вязи непрерывного кружева из листиков, кокетливых завиточков, фантазийных цветов, красоты грациозных птиц.
Даже грозное оружие – кинжалы, ножи, пистолеты прошлого с их переплетённым орнаментом, отделкой кожей, костью – свидетельствует о торжестве красоты. Мастер-монтировщик, кузнец, гравёр, дизайнер в одном лице.
Посетители выставки толпятся у стенда с копией кремневого ружья ХVII века, изготовленного по заказу, кажется, далёкого потомка Хунзахского хана, а может быть, просто любителя истории Дагестана. Длинноствольное ружьё без малейшего просвета декорировано традиционным орнаментом гоцатлинской школы ювелирного искусства со стилизацией символов Хунзахского ханства, датами важных битв, именами заказчика и клеймом изготовителя – ювелира Магомедрасула Гимбатова. Два года и два месяца кропотливой работы в музее, с токарем, вытачивавшим детали, братьями Абакаровыми, сконструировавшими курок для ружья из 14 мелких составляющих… И всё это корректировалось ювелиром. Чёткие линии, строгий мужской орнамент с чернью придаёт оружию такую достоверность, что не верится, что это изделие современника. «Такая работа воспитывает душу», – подчёркивает мастер.
Сколько национальной гордости в его орнаменте! Для ювелира Магомедрасула Гимбатова, заслуженного художника Дагестана, неисчерпаемый источник идей – декоративно-прикладное искусство, его глубокие корни в народных традициях. Но при создании орнамента вставляет и отцовские элементы, которых нет у других мастеров, получившие название базаргановских. И всё же он не довольствуется достижениями прошлого в ювелирном искусстве, а находит новые формы выражения, методы, присущие только ему, создав свой неповторимый почерк. Наборы из серебра для чая, воды, винные, коньячные, кувшины, кубки, вазы, сахарницы, фляжки, визитницы, сабли, шашки с нескончаемыми вариациями узоров – работы содержательные, выразительные, притягательные. Ходишь по кругу выставленных изделий и не хочется покидать этот плен, изящество завораживает.
Отдельный раздел его творчества – женские украшения, имеющие особое значение в повседневной и праздничной жизни представительниц прекрасного пола любого возраста. Выполняя заказ, кроме словесных пожеланий заказчицы, мастер учитывает её темперамент, характер, поведение, цвет волос, при изготовлении серёг, колье принимает во внимание, насколько высока её шея… Он не только ювелир, Магомедрасул – психолог и в этом ему помощник 40-летний стаж общения с заказчиками.
В его руках металл оживает, становясь одушевлённым, в украшениях демонстрируя нежность рисунка, достоинство в отделках ружей, сабель, ножей, вязь тонкого кружева в браслетах, кольцах, серьгах, величие духа в газырях. А сколько игривости в орнаменте причудливых растений, на бокалах, фляжках… Каждое изделие наделено характером. Ручной труд передаёт эмоции мастера, которые сопровождают изделия. И это спокойствие, безмятежность, без взрывов и агрессии, теплота, добродушие. Мастер понимает, что его вещицы будут передаваться из поколения в поколение, могут стать реликвией, и ценность их не в массе серебра, редкости вставных камней, а в передаче образа горянки, в которой величие духа, покорность и одновременно решительность, независимость, достоинство. Некоторые детали орнамента как бы повторяются, но всё-таки они разные, как и настроение ювелира.
Каждый уголок Дагестана гордится такими мастерами народного искусства, каких в республике немало. И как здорово, что связь времён не прерывается, мы видим это на примере потомственных ювелиров Гимбатовых. Дети Магомедрасула проворно работают штихелем. Вот и сын Нурали ещё в школе делал девочкам колечки, кулоны на счастье. А сейчас в уголке витрины с изделиями отца выставил свой ювелирный комплект украшений – колье, браслет, серьги, перстень со вставками природного камня, похожего на сердолик. В них фундаментальность, отсутствие кокетства и чрезмерной роскоши.
Другой брат Магомедрасула Гимбат Гимбатов – директор Гоцатлинского художественного комбината, он активно занимается возрождением гоцатлинского искусства, обучением молодых людей традиционному мастерству, разработкой новых образцов изделий. Рано ушедший его сын тоже был ювелиром, а его потомок, семилетний Магомедамин, уверенно держит в руках штихель – основной инструмент гравёра, орудует ножницами по металлу, делает нехитрые операции по отливу восковых фигур и так далее. «Обучаете заставляя?» – спрашиваю у Гимбата Базаргановича. «Самая лучшая учёба – посадить рядом», – коротко говорит ювелир.