X
07:52 12.07.2024

Увидеть мир сердцем

Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв». «Дипломная, итоговая, – уточняет молодой мастер. – Вообще же я стараюсь работать разножанрово, мне интересен человек во всех его проявлениях. Он может быть разный, простой и непростой, но в каждом должна таиться некая особенность, западающая в душу». И это главное в искусстве, считает скульптор, иначе нет смысла браться за работу, она будет мертвой, ее не оживишь никакими стараниями.

Художественный кураж

Он считает, что скульптура – это как слепок эпохи, времени, в котором пребываешь. Станислав уверен, что искусство в этом случае самый лучший проводник между прошлым и будущим, отражающий исторический, политический, экономический срез.

– Я поступил в художественное училище имени Джемала после девятого класса, – рассказывает Станислав. – Прислушался к школьному учителю рисования, как видно, почувствовавшему во мне некий художественный кураж. И отделение резьбы по дереву, которое я выбрал, многое мне дало. Усидчивость, желание познать секрет замысловатого узора – это очень дисциплинирует, приучает художественно мыслить, отталкиваясь от канонов, развивая пространственное мышление. Осознаешь, что твое творчество подталкивает двигаться дальше, постигаешь историю того или иного направления, связанного с краем, где народные промыслы – это поистине сокровищница культуры многонационального народа. И каждое творение – символика древней земли, будь то дерево, железо, ковер невиданной красоты, вышивка, национальный костюм, в котором выражается суть народная, его природа, образ жизни.

Все это многообразие ваятелю по-настоящему интересно. Русский по национальности, он считает, что ему повезло жить на этой удивительной заповедной земле. Для Станислава многонациональный край не просто родина, где он родился, но возможность подпитываться этнической культурой, языками, с легкостью им различаемыми, той необыкновенной дагестанской атмосферой, без которой он себя не мыслит.

Станислав увлеченно рассказывает о своем отношении к коллегам, друзьям, а среди них самые разные люди, рядом с которыми ему комфортно.

– Это особый драйв, – замечает он, – жить среди своих ровесников, твоих братьев, на которых ты можешь положиться, семьи их с готовностью примут тебя, став для тебя родными. Это то самое коллективное братство, из которого рождается особое отношение к Дагестану, его людям, где каждый человек – земляк.

«Андрей Рублёв»

Учеба на худграфе – осознанный выбор. Поначалу было нелегко осваивать скульптуру как вид изобразительного искусства, учитывая всю сложность создания произведений из твердых материалов, технические тонкости. Но постепенно, проникая в тайны нового дела, вникая в психологические образы людей, очеловечивая глину, он научился превращать ее в искомый результат.

– Для этого надо не просто много знать, но и, сохраняя исторические, мифологические каноны, создавать авторские символические и аллегорические художественные образы, – считает скульптор.

Для Станислава многонациональный край это возможность подпитываться этнической культурой, языками, необыкновенной дагестанской атмосферой

Я возвращаю его к работе над скульптурой Андрея Рублёва – святого, иконописца, привнесшего огромный вклад в развитие русского национального искусства.

– Он был гением Древней Руси со своими неповторимыми иконами, самая знаменитая из которых – Троица, что считается образцом русской иконописи, – рассказывает Станислав. – Я знал, что мне придется нелегко: фигура исторического персонажа, сложная, наполненная богатым внутренним смыслом, требует необыкновенной отдачи сил. Ведь созданный Рублёвым мир полон неявного, подспудного драматизма. Но к человеку он обращен в первую очередь своей гармоничной, светлой стороной, призывающей к любви и согласию, духовному совершенству. Невероятная глубина, умиротворение, пронзительное ощущение правды истинной, божественной – вот что является основой фигуры святого.

Ты окунаешься в мир далекий и близкий и ощущаешь, как по тебе растекается невыразимая благодать. Так мыслит скульптор, так он чувствует, так воспринимает Рублёва, находя в его образе композиционный, смысловой центр духовной мысли. Станислав старается выстроить свое миропонимание в ясную и четкую формулу, замечая, что каждая его композиция – это желание прикоснуться к внутренней сути человека, достигая художественного сходства с прототипом своего времени, либо далеких эпох. При этом скульптор не замахивается на крупные формы, но находит близкое и понятное в малых, что трогает, привлекая внимание напряженной работой мысли.

Ему близки как современники, так и исторические персонажи из дагестанского фольклора: тот же гамзатовский Хочбар, предводитель вольных обществ, храбрый абрек, горец, боровшийся за свободу. Простой житель аула, не имевший ни титула, ни богатств, он угонял овец из ханских отар, чтобы раздать беднякам.

Мыслить масштабно

Раскрывая образы, скульптор пытается отразить исторический отрезок, характеризовавшийся знаковыми событиями. И его исторические портреты прошлого можно рассматривать как будущую крупную работу, в которой он проявит себя как мастер больших форм, что требует тщательной работы над материалом.

Станислав внимательно прислушивается к коллегам по цеху, особо выделяя заведующего художественной кафедрой ДГПУ А. Мусаева, давшего путёвку в жизнь многим молодым авторам, научившего мыслить масштабно, тщательно работая с материалом.

Можно считать настоящей творческой удачей Шельниковского скульптуру, посвященную безвременно ушедшему из жизни искусствоведу, философу, культурологу, скульптору Сабиру Гейбатову, внесшему неоценимый вклад в изучение современного искусства. Устремленная ввысь скульптура с парящей птицей олицетворяет мастера, навечно оставшегося в памяти как одаренная, поцелованная Богом личность.

Для него многое из того, что может показаться обыденностью, вырисовывается множеством оттенков, выражающих суть народа, его лучшие качества – умение любить Родину, за которую не страшно умереть. Скульптор о многом размышляет и о многом мечтает. Осмысление своего места в жизни, профессионального мастерства подстегивает его. Он уверен, что скульптура – это не просто один из видов изобразительного искусства, это необыкновенная форма передачи идеи, истинное волшебство, превращающее неживой предмет, бесформенное «сырье» в нечто одушевленное, живущее своей, отдельной от мастера жизнью.

Мечтая развиваться, он рассматривает свои художественные устремления как способ, применяя новые технологии, раскрывать творческие возможности, расширять диапазон выразительных средств, позволяющих воплощать авторские замыслы с непревзойденной достоверностью. И рассуждает о технологии 3D-печати, чтобы использовать в своем творчестве цифровые проекты, создавать сложные и замысловатые скульптуры.

Похожие

Бронза требует…

242
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Одушевлённые сердцем

189
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Увидеть мир другим

21
На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой –...

Почерк художника в каждой работе

227
Человек, проявляя в учении упорство и...

Нелинейное время перемен

190
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, это всегда...

Секрет творчества – искать добро

101
К 70 годам каждому, и особенно человеку творческому,...

Скульптура – продолжение меня

75
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и...

Классика и модернизм

66
Имя Али-Гаджи Сайгидова (на снимке) широко известно в нашей республике и за её пределами. Он...

Статьи из «Культура»

В ожидании снега

12
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Философия образов

36
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Королева немого кино

9
Актрису Веру Холодную называли «королевой немого кино». Ее приглашали сниматься в Лондоне и...

…И душа с душою говорит

6
«Всё преходяще, а музыка вечна». Эти слова, наверное, знают все. В них – истина. Проходят годы,...

Рука дающего

5
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Нравственный ориентир

6
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Это была поистине народная стройка…

6
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких...

Семьи участников СВО – в центре внимания

80
Во время недавней прямой линии Главы Дагестана...

Юбилейный концерт

9
Виртуозный саксофонист, ведущий артист и солист эстрадно-духового оркестра Дагестанской...

Когда поёт «Чарода»…

37
Праздничная программа с их участием обречена на успех, бурными овациями встречают артистов...

Как Джабраилов фотографа играл

5
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел...

Не надо бояться творить

10
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта?...