Купить PDF-версию
06:28 | 07 июня, Сб
Махачкала
X
13:09 15.07.2013

«В его музыке – величавая роскошь табасаранских гор»

Касум Магомедов (на снимке) – дагестанский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РФ и РД, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза композиторов России, лауреат Государственной премии РД. За многолетний творческий путь он обрел свой оригинальный профессиональный почерк в области хоровой и оркестровой музыки, вокальных и инструментальных миниатюр, верно следуя музыкальным традициям дагестанской композиторской школы.

Творческий путь будущего композитора Касума Магомедова берет начало из детства. Интонации и ритмы родных мелодий, голоса и звуки окружающего мира, сочные краски природы из калейдоскопа детских впечатлений переросли в творческое мировоззрение музыканта. Следуя примеру отца и семейным традициям, Касум по окончании школы в селении Джули решил продолжить обучение в Дербентском педагогическом училище. Становление творческой личности проходило в музыкальной атмосфере Дербента, отличавшегося ярким многонациональным интонационным колоритом. Формированию профессиональных качеств будущего музыканта способствовало общение с известными педагогами – композитором Д. Ашуровым, таристом и композитором Б. Кулиевым, таристом-виртуозом С. Замановым, чьи имена вписаны в Золотой фонд деятелей музыкальной культуры Дагестана. Музицирование на таре и пение табасаранских народных песен в концертах училища стали закономерной формой творческой реализации юного музыканта. С юных лет песни Табасарана сопровождают Касума Магомедова от первых детских впечатлений к исполнительству и композиции и к опыту собирателя фольклора.

Он создал сборник песен для детей «Песня о Родине», наполненный национальными ритмами и интонациями, с энтузиазмом занялся концертной деятельностью со школьниками селений Сертиль, Кюряг и Халаг, составлением программ районных фольклорных фестивалей. Уровень исполнительства самодеятельных табасаранских артистов был достаточно высоким, и подготовленные ими концертные номера стали включать в фестивали республиканского значения. Успешная педагогическая работа и исполнительская популярность еще более подстегивали Касума Магомедова к совершенствованию профессиональных навыков. Последующее обучение в Махачкалинском музыкальном училище по классу «тара» у известного инструменталиста и композитора О. Аюбова обогатило музыкальные навыки. Определяющей вехой на творческом пути К. Магомедова стала встреча с известным композитором А. Агабабовым в Дагпединституте, на музыкально-педагогический факультет которого и поступил будущий композитор. К.Магомедов начал сочинять свои первые песни, регулярно показывая их на прослушиваниях перед профессиональными дагестанскими композиторами. Так, его «школа» складывалась в творческом общении с Н. Дагировым, С. Керимовым, студентами-музыкантами и музыковедами. Возможность широких творческих контактов с композиторами из разных городов, в частности Э.Колмановским, К.Головиным, А.Боярским, В. Соловьевым, способствовала интенсивной работе и личному обогащению, укрепила его в творческих устремлениях. Новые эмоциональные впечатления ярко воплотились в партитуре «Концертино для кларнета и симфонического оркестра» (1982).

Касум Магомедов известен как автор произведений разных жанров — оркестровых, камерных, хоровых, музыкально-театральных, но главным жанром его творчества является песня. Композитором написаны вокальные циклы и опусы более двухсот песен на стихи дагестанских поэтов. Многие вокальные уже в 80-е годы прочно вошли в репертуар дагестанских и российских музыкальных коллективов. В это же десятилетие всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила диски с песнями композитора, в том числе диск-гигант на стихи Р. Гамзатова «Я ищу это верное слово» с предисловием композитора В. Соловьева. Композитором написаны и крупные хоровые сочинения. В исполнении эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского телевидения и большого хора радио под управлением народного артиста РФ Станислава Горковенко прозвучала и записана на диск «Праздничная увертюра» (1986) К. Магомедова. В исполнении симфонического оркестра, солиста большого хора радио и телевидения Санкт-Петербурга под руководством того же дирижера прозвучала баллада композитора «Боль утраты» (1997г.) на стихи Т. Раджабова.

Немало сил отдает Касум Магомедович просветительской деятельности и популяризации дагестанской музыки в России и за рубежом. Он участвовал в музыкальных форумах, таких как III Международный фестиваль «Музыка друзей-98», состоявшийся в Москве. Значимым событием в творческой биографии К. Магомедова стала поездка по нескольким городам США, где в рамках культурной программы композитор исполнил свои сочинения и продемонстрировал в записи сочинения дагестанских композиторов. В ряду творческих достижений — поездка в Калугу на молодежный конкурс народного творчества имени Николая Осипова «Звонкоголосая юность России» в 2009 году, где ученик Махачкалинской школы искусств № 5 тарист Керим Асланов стал лауреатом конкурса.

Творческое кредо композитора связано с сохранением народной песенной традиции в ее аутентичном виде, что реализовалось в деятельности Касума Магомедова как фольклориста-собирателя и композитора-интерпретатора. Вообще, К. Магомедов — первый музыкант, целенаправленно собирающий табасаранский фольклор и стремящийся зафиксировать подлинные народные мелодии. В процессе знакомства и общения с известным музыковедом Манаширом Якубовым Касум Магомедов приобрел ценные знания и навыки, позволившие ему профессионально собирать и систематизировать материал. Так, в сборнике «Табасаранские народные мелодии и песни», куда вошло более 70-ти народных мелодий, впервые предпринята попытка жанровой классификации табасаранского музыкального фольклора, а самобытная интерпретация народных мелодий проявилась в его сочинениях — в крупных хоровых полотнах «десять обработок табасаранских народных песен» (1995), «Край признания и любви» (2002) и цикле пьес для фортепиано «Табасаранская тетрадь (2007). Так, «Табасаранская тетрадь» (Десять пьес для фортепиано на народные темы)» — своеобразная «фольклорная» интерпретация формы сюиты, в которой на основе народно-песенного материала представлены разнохарактерные жанровые зарисовки и переданы образно-эмоциональные состояния. Простота формы и музыкального языка, прозрачность и легкость фактуры миниатюр цикла позволяют слушателю сосредоточиться на характере некоего сюжета, обозначенного в названиях пьес — «Свадебная», «Любимой», «Грустный напев», «Родное село», «У родника» и др., и услышать звукоподражательные тембровые эффекты зурны и свирели. Недавняя инициатива композитора по подготовке к дополненному переизданию «Сборника фортепианных пьес на темы мелодий и обрядовых песен малочисленных этносов Дагестана» поддержана грантом Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. 

В мае 2013 года Касума Магомедовича, как композитора и ответственного секретаря общественной организации «Союз музыкантов Республики Дагестан» наградили нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру».

Творчество Касума Магомедовича красочно охарактеризовал его земляк, поэт Шамиль Казиев: «В его музыке — величавая роскошь табасаранских гор и изумрудный простор полей, восторг первого бутона, раскрывшегося весной, и печальный шепот падающего осенью листа, рев буйного Рубаса и воркование одинокого родника в глухом ущелье, восторженная песня первой любви и первый крик младенца. Как ученый-археолог из отдельных черепков воссоздает произведения искусств ушедших цивилизаций, так и Касум Магомедов из руин утраченных мелодий воссоздает национальную народную музыку табасаранцев».

Статьи из «Культура»

«Мир внутри меня»

2
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

«Горцы»: прикоснуться к вечности

8
Льется песня, исполняются разные танцы, узоры на коврах...

Величайший

7
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

5
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Народный соловей

13
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

16
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Сохраняем традиции – создаём будущее

19
Горы, солнце, пахнет курагой и свежим теплым хлебом....

Воин и писатель

16
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

На службе Отечеству

6
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Когда поёт Месей

144
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...

Очаг мудрости

9
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...