X
08:16 26.01.2024

В манере новой реальности

Перемешиваясь, яркие краски образуют дивной красоты цветочную коллекцию, манят грезами фантастического мира, созданного воображением автора. Это необыкновенные цветовые оттенки эффекта, поражающего воображение мастерством, сказочной необыкновенностью.

«Манера письма – это экспрессивный реализм. Тот самый традиционный реализм, из которого рождается оригинальная стилизация форм, смелость цветовых сочетаний, достигающих с помощью фактурных мазков выразительности, достоверности», – говорит художник Дмитрий Скоробогатов.

Принципиально не копируя природу, он изображает на холсте свой цветочный пейзаж, человеческое лицо в манере новой реальности, создавая живописную форму, существующую по внутренним эстетическим законам. Так он чувствует. Так ему комфортно среди обилия сюжетов, в которых краски обретают смысловые знаки, влекут необыкновенной цветовой динамикой, услаждая взор оптимистичными контрастными мазками, от которых невозможно оторвать глаз.

Этому нельзя научить, уверен Дмитрий, это нужно чувствовать, на подсознательном уровне купируя вспышки из детства: экзотические пенные разводы волн неспокойного моря, вознесшиеся ввысь горы. Выразительные, контрастные, они создают ощущение необыкновенного полета мысли. А еще полевые цветы, от аромата которых кружится голова. И тогда у пристрастного зрителя возникает желание украсить свой дом удивительными красками, пробуждающими то светлое, что так недостает в реальной жизни.

Фото из коллекции Д.Скоробогатова

Художник точно знает, что творчество – это возможность не просто самовыразиться, но жить в мире грез и символов, достигая высшего смысла, за гранью которого скрытый и явный мир, понятный только ему. Для нашего собеседника выбор художественного творчества не был простым, хотя тяга ощущалась уже в раннем детстве. Родители определили его в художественную школу, где училась старшая сестра.

«Нет, родители не настаивали, – рассказывает Дмитрий. – Для них было важно воспитать в нас художественный вкус, желание приобщиться к искусству, раскрывать в себе творческие наклонности, разбираться в многообразии дагестанского художественного мира. А еще в той высокой тональности высокого естества, истоки которого кроются в народном промысле. Ведь он рождает подлинные произведения, привлекающие внимание зрителя уже современными веяниями, развивающими творчество новых мастеров».

В этом он видит преемственность. И уверен, что дагестанское изобразительное искусство, следуя по тернистому пути, которого не могут не касаться новации, магическим образом сохраняет уникальную первозданность, органично используя новые представления.

Так рождается возможность, используя ту же эклектику, превращать ее в полноценное произведение, в котором заложено обращение к людям. Оно заставляет внимательно прислушиваться к своему внутреннему миру, открывая его створки непосвященным, но нуждающимся в подпитке глубокого, чувственного, возвышающего человеческую душу.

«Родители, словно предвидя непростые времена, помогли осознать свою роль в обществе, где искусство может помочь удержаться, не опуститься, не девальвировать сущностное состояние. Помогли стать человеком, не приемлющим насилие, навязываемые антагонистические представления, пробуждающие низменное, порочное. К сожалению, все это становится почти обыденным, разрушающим человеческую природу», – делится Дмитрий.

Для него искусство – тонкая материя, философия современного мира, в котором вместе с борьбой противоположностей существует гармония, позволяющая сохранять его, совершенствовать, не отказываясь от архаики и одновременно практикуя модерн. Используя холст, акрил, гуашь, художник все же предпочитает подручные материалы, не прибегая к новомодным. Но считает, что нет ничего плохого и в современных материалах, и не стоит с этим бороться. Это как художественный замес разного и противоречивого.

Смеется, когда говорит, что вот и в нем самом намешано столько кровей, что сложно разобраться в мешанине чувств и эмоций. Бабушка Анна Ивановна родом из Белгородской губернии, была сослана вместе со всей семьей в Дагестан. «Время было такое. Здесь она вышла замуж за аварца Магому, родилась мама. А со стороны отца дед был армянином, приехал в Дагестан и женился на педагоге-словеснике Галине Александровне, родился отец. А мои папа с мамой вообще жили в соседних подъездах. Увидели друг друга и поженились», – рассказывает Дмитрий.

Замечает, что в его непростом деле важны наблюдательность и трудолюбие. Может быть, поэтому сначала политехнический колледж окончил, долгое время работал на железной дороге. Зарплата, соцпакет… А взял и бросил всё. Поступил на худграф ДГПУ и сразу понял – здесь его место. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Был принят на кафедру рисунка старшим преподавателем.

По-настоящему увлекся творческим процессом. Осознал, что для художника цель не в том, чтобы творить сложные сюжетные полотна, а в том, чтобы прислушиваться, что происходит внутри тебя. Чтобы доставляло удовольствие то, к чему лежит душа.

Достаточно хоть раз увидеть его цветочную коллекцию, чтобы понять, насколько разнообразен его мир, как необыкновенные краски-всполохи заигрывают с душой зрителя, превращая общение с ним в праздник.

Не повторяясь, краски образуют необыкновенную канву смыслов, канву цветов-символов, органично сосуществующих с горными пейзажами, с облаками, бурными, как море, выписанными с необыкновенной достоверностью.

Автора влечет и природа, и древняя архитектура, и современный город. Аул Кубачи и ночная Махачкала. Небо в горах или сельский дворик… В них авторский мир, наполненный светом миллиона солнц, наполняющим организм духовным озарением, бесконечным добром и небесной благостью.

Рука невольно тянется к букету сирени, гроздья которой переливаются непривычными красками. Таковы же пионы, их непривычный сарьяновский цвет завораживает, влюбляет в живую гамму. Всматриваясь, попадаешь под обаяние необыкновенных принтов, подсмотренных где-то высоко в горах. Там фантастический мир существует по своим, заповедным законам. И доступ туда не всем по силам, а только тому, кто сумел прикоснуться к таинству мира, скрытого от глаз человека.

Серию портретов можно назвать тематической: горская женщина в традиционном платке. Отдельный этюд – руки, о многом говорящие: о невидимом образе той, что, сохраняя природную красоту, трудится на земле, не зная устали. Рядом лицо современницы – самодостаточной, уверенной в себе. И музыкант. Кажется, он с другой планеты.

Выясняется, что автор, когда-то создав группу, собирает таких же, как он, увлеченных современной джазовой музыкой. Создает настроение, когда душа поет, находя энергетический выход в ритмичных аккордах. Дмитрий увлекается и поэзией, и театром. Интересы его разнообразны. Живой, улыбчивый, охотно рассказывает о себе, своей семье, в которой в унисон с ним мыслят супруга-художница, дочь, студентка художественного училища им. Джемала, сын-школьник, который, он уверен, пойдет по родительским стопам.

Творчество Скоробогатова оценивается по достоинству коллегами, любителями живописи. Он участник многочисленных всероссийских, республиканских выставок. Работы художника хранятся в частных коллекциях России, США, Германии, на Ближнем Востоке.

Интересуюсь, а что дальше. Он, не задумываясь, отвечает, что неблагодарное это дело – загадывать наперед. Но точно знает, что это очередное познание самого себя, окружающего мира.

Тэги:
художник,

Похожие

Одушевлённые сердцем

170
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

75
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

257
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

64
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

31
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

85
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

271
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

55
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Парадоксы Исмаилова

38
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Статьи из «Культура»

Быт и природа родного края

1
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

11
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

7
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

101
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

110
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

51
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

30
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...