В поисках режиссера
Недавно стало известно, что в Махачкале открываются режиссерские курсы, руководителем которых стал директор Кумыкского театра имени А.-П. Салаватова, художественный руководитель Русского театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров.
Новость исключительная и радостная, как-никак режиссерское направление обучения в республике создается впервые. Ведь для дагестанских театров отсутствие режиссеров – одна из главных проблем. Поэтому так важны эти курсы. Кто на них станет учиться? Но, пожалуй, главный вопрос: смогут ли они на самом деле дать республике новых режиссеров? Посмотрев список преподавателей, думаем, что да, будут у нас свои режиссеры. Судите сами: за практические навыки будущих специалистов отвечают Скандарбек Тулпаров и декан режиссерского факультета Театрального института им. Б. Щукина доцент Вячеслав Терещенко; режиссер-постановщик Русского театра им. М. Горького Марина Карпачева согласилась вести теорию режиссуры; в мир изобразительного искусства будущих режиссеров введет заслуженный художник России, заведующий кафедрой живописи ДГПУ Абдулзагир Мусаев; дисциплину «История мировой культуры и искусства» ведет заслуженный деятель искусств Дагестана, кандидат искусствоведческих наук Наталья Мусаева; за сценографию отвечает заслуженный художник республики Ибрагим-Халил Супьянов; историю отечественного и зарубежного театра читает заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведческих наук Гулизар Султанова. Как видим, команда более чем серьезная. Результаты, надо надеяться, будут соответствующие.
Теорию студенты будут изучать в классах, а практику проходить в Русском и Кумыкском театрах. По словам Тулпарова, театры обещают помогать будущим режиссерам, ведь им здесь потом работать.
На курсах нет общеобразовательных предметов, растягивающих время учебы, ведь все уже имеют первое высшее образование. Так что за два года студенты пройдут весь объем, который в обычном театральном вузе проходят за пять лет. Образование очное, как у обычных студентов: один день – лекционный, другой – практическая режиссура. Во вступительные экзамены включены постановка этюда, сочинение и собеседование на знание мирового театра. Завершаются экзамены в декабре, а первые занятия начнутся в январе будущего года.
Кто же поступает на режиссерские курсы? Набралось на конкурс 5 человек. Для первого раза это хорошо, считает руководитель курсов. Все пятеро – молодые люди, трое – с актерским образованием, работают в Кумыкском, Лакском и Азербайджанском театрах.
Сейчас Скандарбек Тулпаров работает в двух театрах, занятость постоянная, но понимает, что, если не начать готовить молодых режиссеров, лет через пять ситуация станет критической. «Учитывая голод в республике на режиссеров, эти курсы должны если не решить все вопросы, то дать всплеск, сдвинуть дело с мертвой точки», – говорит он.
Заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Даргинского театра им. О. Батырая Мустафа Ибрагимов считает, что образованием должно заниматься государство. Нужно готовить людей с детства, давая им хорошее образование, а потом наиболее талантливых силами республики отправлять на учебу в столичные вузы. Это, конечно, применительно не только к режиссерам. Однако, задается вопросом М. Ибрагимов, даже если отправлять талантливых ребят на учебу в столицу, чем заманить их обратно в республику? Низкими зарплатами актеров и режиссеров? Отсутствием жилья?
Последний вопрос особенно острый. Сейчас десять студентов обучаются в Щукинском училище. Где они будут жить, вернувшись на родину? Ведь лишь двое-трое из них – махачкалинцы. Чтобы как-то выжить, молодым специалистам придется искать иной способ заработка, а это значит, что мы потеряем высококвалифицированные кадры. Над решением этой проблемы нужно думать уже сегодня.
О том, что наши театры остро нуждаются в молодых кадрах, говорит и министр культуры республики Зарема Бутаева. Ежегодно министерство запрашивает места в творческих вузах, чтобы наша молодежь имела возможность получить профессиональное образование в области искусства.
– Что касается режиссуры, то здесь ситуация более сложная. Учиться на режиссера обычно идут, имея высшее образование. Согласно российскому законодательству, второе высшее образование осуществляется только на платной основе. Наше министерство всячески содействует в этом молодым и талантливым дагестанцам, – говорит министр. По ее словам, в республике сегодня есть большой спрос на интересные постановки, так что молодые режиссёры будут обязательно востребованы.
Но, как говорится, время покажет. А зрителям остается надеяться и ждать новых талантливых театральных постановок.