Купить PDF-версию
17:27 | 07 июня, Сб
Махачкала
X
11:12 07.06.2022

Волшебный мир театра

Впервые дагестанцам представлены эскизы декораций и костюмов знаменитых спектаклей, афиши, архивные материалы 1940–1980 годов. Всё это творческое наследие театрального художника, заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Республиканской премии им. Г. Цадасы Валерия Васильевича Горского. Масштабная экспозиция открылась в культурно-выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, проект подготовлен коллективом Музея истории театров. В этом году отмечается 115-летие со дня рождения Валерия Горского.  

Внимание зрителей привлекает буквально каждая работа. Каждый его эскиз – погружение в театральный мир республики.

– До 1930-х годов театрально-декорационное искусство в Дагестане не было развито, в основном сцена состояла из декоративных предметов, костюмов. История декорационного искусства начинается с первых постановок советского театра именно с приходом русских художников, одними из первых у нас побывали Шишканов, Цыгринцев, Капаницын и другие. И вместе с ними появилось самостоятельное направление – театрально-декорационное искусство, – рассказывает заведующая музеем Лилия Джамалутдинова.

Валерий Горский родился в 1907 году в Воронеже. Окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова. Ставил спектакли в театрах страны и по приглашению приехал в Махачкалу, до конца своих дней остался служить театральному искусству Дагестана. Более 30 лет оформлял спектакли в Кумыкском, Русском, Лакском и Аварском театрах.

Эта выставка, как отмечает искусствовед, заместитель гендиректора Национального музея Дагестана Джамиля Дагирова, о сценографии, художнике, театре и о том, как важно делать дары музею.

– Нынешняя выставка – представление уникального творческого наследия Валерия Горского. В музее хранилось всего 15 его работ, и в культурной жизни республики произошло важное событие – около 400 эскизов декораций и костюмов были переданы в дар музею другом и соратником Горского, главным художником Кумыкского театра им. А.-П. Салаватова Набиюллой Бамматовым, – отмечает Джамиля Дагирова.

– Когда Горского не стало (2002), его жена позвонила мне и сказала, что хочет передать работы в дар театру. Я обещал, что коллекция будет в последующем передана музею. Долгие годы работы хранились в нашем театре, а в прошлом году с нами связалась Лилия Джамалутдинова, так как театральный музей готовил выставку, и интересовалась, был ли я лично знаком с Горским. Тогда я предложил в дар музею работы Валерия Васильевича, – делится Набиюлла Бамматов.

– В основе его творчества, – говорит Лилия Джамалутдинова, – лежит умение создать яркую, убедительно достоверную атмосферу, отражающую событие. Валерий Горский – подлинный художник сцены. Сегодня, вспоминая Валерия Васильевича в год его 115-летия, невозможно не отдать дань памяти сподвижникам театрального искусства Дагестана, с которыми он творил, оформлял, декорировал блистательные спектакли.

Судьба свела Горского с первым дагестанским режиссером Гамидом Рустамовым, артистами Б. Мурадовой и А. Курумовым, С. Джетере и Е. Легомениди, А. Айгумовым и Л. Айгумовой… На сцене Лакского театра вместе с режиссером Валерием Эфендиевым поставили спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя, где по его эскизам были созданы сценические костюмы, в которых блистали А. Давыдов, И. Муталимова, Р. Бутаева, Г. Бутаев и другие.

Особое место в творчестве художника занимают созданные им афиши, сегодня они документальные свидетели, хранители памяти о прошедших спектаклях, в которых и игра, и судьба актеров, и всех тех, кто создавал, творил и жил театром.

– Из тиража напечатанных афиш Горского сохранились только единицы, и они позволяют нам окунуться в волшебный мир театра, – продолжает Лилия Джамалутдинова. – И в Год культурного наследия народов России чрезвычайно важны сохранение и популяризация театрального достижения, являющегося свидетельством эпохи и подлинным источником информации и развития театра.

Высокую оценку творчеству В. Горского дал Гамид Рустамов, народный артист РСФСР:

«За многие годы совместной работы, наблюдая творческий рост художника, могу с удовольствием констатировать, что он внес большой вклад в развитие сценического искусства Кумыкского театра.

Среди гостей выставки известные деятели театрального искусства, художники.

– Он был талантливым и трудолюбивым, от спектакля к спектаклю его мастерство становилось все мощнее. А в своих афишах он всегда отражал сцену спектакля, и каждая из них – произведение искусства. И это редкая возможность увидеть коллекцию его работ, собранных на одной площадке, – подчеркнул председатель Союза театральных деятелей Дагестана, художественный руководитель Кумыкского театра Айгум Айгумов.

Творческое наследие Горского – ценный материал, который, к сожалению, не щадит время. Поэтому в театральном музее планируют оцифровать коллекцию.

Статьи из «Театры»

Вначале было дело

114
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

36
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

160
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

26
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

22
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

115
Наша газета продолжает рассказ о победе...

О войне, любви и верности

61
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

36
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

65
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

45
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...