Все грани мастерства
Согласно преданию, у тридцать пятого и последнего шаха Ирана Реза Пехлеви была корона, искусно выполненная дагестанским умельцем Серажутдином из села Мукар Лакского района. После чего Серажутдин стал главным придворным ювелиром. А есть и совершенно достоверные сведения, что, например, кольчуги и клинки, сделанные кубачинцами, пользовались огромным спросом у персов, турок, монголов. Персы так и называли Кубачи - Зерихгеран, что означает кольчужники. Ювелирные изделия наших мастеров представлены в знаменитых музеях мира, в том числе в «Эрмитаже».
В эти дни в Дагестанском государственном музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой проходит II Республиканская выставка «Молодые ювелиры Дагестана». Первая подобная выставка прошла в 2016 году. Признаться, не ожидал увидеть такое количество молодежи, причем это были как посетители выставки, так и мастера.
– У нас отец занимался ювелиркой, он и научил нас ремеслу, – поведали братья Али и Юсуп Гаджиомаровы, ювелиры из Буйнакска, и показали мне свои работы – две шкатулки. Техника филигранная – скрученная проволока с припайкой. Тончайшие серебряные нити, симметрично переплетенные в изумительном узоре, в котором инкрустированы кабошоны бирюзы, выглядят совершенными. Не верится, что их выполнили вручную, а не на станке с лазерным наведением.
– Шкатулка внутри состоит из четырех серебряных пластин, – замечает Али, – весит она чуть менее килограмма.
– Ребята, а какие у вас условия для работы, в администрации города поддерживают?
– Мы, честно сказать, и не обращались за помощью. Работаем сами, в отцовской мастерской.
Любимый металл кубачинцев — серебро. Оно хорошо поддается резцу и молотку, чеканится, куется, легко вбирает чернь и позолоту. Вот, например, чайный набор Бахмуда Изабакарова и Гаджирабадана Каммагаджиева впечатляет своей цельностью.
На выставке свои работы из меди представили и совсем юные мастера от 9 до 13 лет. Это ученики Кубачинской средней общеобразовательной школы им. А. Караева, где изучают основы кубачинского мастерства.
Особенно приковало мое внимание экспозиция оружия. Мастер Руслан Кадиев, с которым поговорили о клинках, снял со стены свое изделие – серебряный гравированный, с золотой насечкой кинжал с дамасским клинком и протянул мне. Тугой ход лезвия в ножнах делался для того, чтобы горячий джигит не спешил с решением выхватить клинок.
Изделие было интересно еще и тем, что кинжал висел на настенной композиции из дерева под названием «Газават». Оно представляло собой два круглых ордена один над другим, на которых вырезано арабской вязью Аллах, а на нижнем круге «БисмиЛляхи Рахмани Рахим», что означает «с именем Аллаха». Вся композиция как бы говорит: кинжал как оружие «запечатан» этими священными надписями от случайного использования, только в серьезном деле его надо применять.
– Сейчас вы можете встретить молодую девушку с такими украшениями, которые здесь представлены? – обратился ко мне с неожиданным вопросом один из участников выставки, владелец ювелирного магазина Руслан Магомедов.
– А разве мы не говорим о традициях и сохранении преемственности в искусстве Дагестана?
– Вы знаете, если мы действительно хотим продвигать наше искусство, то для этого надо сделать его конкурентным. Сейчас рынок завален дешевой штамповкой из Индии, Китая, Турции, и молодые девушки покупают именно эту продукцию. Я готов выкупать изделия у наших мастеров, которые представят современный дизайн дагестанской ювелирной продукции.
Надо сказать, что в описании выставки упоминается о современном дизайне ювелирных изделий. Но такие украшения были представлены только на одном стенде. Возможно, это только начало и вскоре мы увидим на выставках и в магазинах дизайнерские стилизованные изделия.
– Торговля идет?
– В осенне-зимний период хуже, не то что летом. Большим спросом у туристов пользуются кинжалы, сабли.
Ученики Кубачинской школы показали и мастер-класс. Любопытствующие могли проследить весь процесс создания шедевров дагестанского искусства. На торжественном открытии прозвучали приветствия министра культуры республики Заремы Бутаевой, директора музея Салихат Гамзатовой, куратора выставки Саида Ниналалова, выразившего надежду, что подобные выставки будут ежегодными.