Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:00 | 27 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Зачем невесту обсыпают мукой

A- A+

Свадебный обряд у народов Дагестана был одним из самых торжественных и красочных. Свадьбы играли круглый год, но предпочтительнее была осень, после сбора урожая.

Обычно юноши и девушки присматривались друг к другу на праздниках, свадьбах, посещая родственников и кунаков, в ходе сельских работ. Делалось это осторожно, пристальные взгляды и слишком явный интерес считались неприличными.
 
Классическая сцена выглядела так: девушка с кувшином идет за водой к роднику, навстречу ей джигит на лихом скакуне обращается с просьбой дать ему напиться. В жизни бывали, конечно, и другие встречи, но традиции при этом никогда не нарушались.
 
По свадебным адатам в некоторых дагестанских селениях богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инчха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна та девушка, у которой медной посуды не было, вообще оставалась без сватовства.
 
В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с отметиной. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой. 
 
В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это было отказом в сватовстве.
В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.
 
В селении Ванашимахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре до двух метров (у урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок). Перед выходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеста входила, он три раза символично ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.
 
В ауле Тандо законы шариата по отношению к женщине были жестокими. Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в шариатском браке, то ее сажали на осла задом наперед и возили по селению, все над ней насмехались и оскорбляли ее. Если женщина не желала жить с мужем, ее сажали в отдельную комнату до покаяния.
 
В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, вели в дом жениха в течение многих часов. Этот обычай существует и сегодня. Свадебный кортеж вечером из дома жениха направляется за невестой, которую отпускают не сразу. Начинается торг с обеих сторон, который длится часа три. Когда наконец получено согласие родителей невесты, и после этого ее из дома ни за что не выпустят раньше 12 часов ночи. Только к часу ночи свадебный кортеж направляется к дому жениха. Движется он настолько медленно, что требуется 4-5 часов для преодоления даже небольшого расстояния. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, после двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть до утра.
 
В селении Дуакар молодежь начинает бесчинствовать: разбирает крышу, ломает окна, пытаясь увидеть «процедуру» первой брачной ночи. По буркиханскому обычаю, нареченная должна всю дорогу к дому будущего мужа рыдать во всеуслышание. 
 
В селении Мюрего по пути до дома жениха невесту с крыш посыпают мукой. По старинному обычаю это означает пожелание никогда в этом доме не иметь нужды. Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. Затем к ногам невесты стелили ковер или палас. И давали ложку меда, чтобы ее жизнь была сладкой. Невесту обсыпают мукой в селениях Кунки, Ицари, Хурхи, Ахар.
 
По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Оказывается, курдюк был ценнее мяса: он может храниться десятки лет. Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное.
 
В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую замужней поры, заточали в пещере, если она отказывалась от замужества, и держали до тех пор, пока не назовет имя, за кого могла бы пойти замуж. Случалось, что девушка не имела избранника, тогда она должна была назвать любое имя, которое когда-то слышала.
 
В селении Цада парни через окно забрасывали папахи в дом девушки, она должна была выбрать одну из них. После чего проводили сватовство с владельцем выбранной папахи. В Гимрах жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей.
 
Мугинцы, когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».
 
В даргинских селах Кища, Дзилебки, Ураги, Ицари, Танты, Гиба и в лакском ауле Турци девушку не выдавали за того, у кого собаки не изгрызли три палки-посоха. В горах не было ни земли, ни возможности заработать. А потому прежде чем обзавестись семьей, горец бродил из аула в аул в поисках случайной работы. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни. Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.
 
В селении Бурдеки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже было вызвано бедностью.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Знать прошлое, понимать настоящее 

    В Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале открылась мультимедийная выставка «Украина. На...

    14

    17 часов назад

  • Читаем музыку 

    Дагестанский институт развития образования в своих обучающих программах для преподавателей делает акцент...

    27

    17 часов назад

  • Кладовая резного камня 

    Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого в Дагестане начинается еще с эпохи бронзы,...

    9

    2 дня назад

  • От искусства Зирихгерана до златокузнецов 

    _ Жизнь и научная деятельность российского учёного-кавказоведа, искусствоведа, археолога и историка, доктора...

    66

    2 дня назад

  • КультЛичность

    Певец родной земли 

    Любовь к малой родине красной нитью проходит через всё творчество народного артиста и заслуженного деятеля...

    184

    3 дня назад

  • Выставки

    Планета Хамис 

    «В наш мир приходит всё больше детей с иным уровнем мышления, это дети с расширенным сознанием», – говорит...

    81

    3 дня назад