Жизнь на кончиках пальцев
Танхо Израилов родился 7 ноября 1917 года в Баку в семье горских евреев. Он был еще ребенком, когда семья переехала в Дагестанскую область, в село Цовкра Казикумухского округа.
Мать Хаетчим любила играть на гармони, а мальчику нравилось танцевать, хотя отец не очень одобрял это.
Местный колорит селения потомственных канатоходцев, их праздники, гуляния заложили в наблюдательном и пытливом Танхо глубокое ощущение многообразия самобытного фольклора народов Дагестана.
Со временем семья Израиловых переехала в Махачкалу, а затем вернулась в Баку, где Танхо оказался востребованным вместе со старшим братом Семеном, организовавшим татский ансамбль кавказских евреев.
Когда Семена Израилова пригласили в Дагестан главным балетмейстером Государственного ансамбля песни и танца, Танхо уже был руководителем татского ансамбля в Баку, сумев проявить свой организаторский талант, показать себя волевым, энергичным, талантливым и умным руководителем.
Возглавив молодой коллектив, Танхо почувствовал необходимость приобретения профессионального образования, и в 1934 году поступил в балетную школу при Бакинском театре им. Ахундова. В свободное от занятий время он работал художественным руководителем ансамбля народных танцев при Дворце культуры имени 26 бакинских комиссаров. В результате на Азербайджанской олимпиаде его коллектив занял первое место.
На Всесоюзной олимпиаде художественного творчества СССР Танхо Израилов искрометным танцем лезгинка покорил зрителей своей виртуозностью, артистичностью и темпераментом.
Самобытного горца-танцора заметил председатель жюри Игорь Моисеев и убедил родителей Танхо отпустить сына к нему на работу в только что созданный ансамбль танца народов СССР.
В семье Моисеева к юноше относились как к родному, а он, впитывая, как губка, каждое слово и методику работы маэстро, вскоре стал одним из ведущих солистов в коллективе. Со временем его роль в ансамбле возросла, он все чаще стал ассистировать Моисееву в постановке танцев. В итоге в течение восемнадцати лет проработал не только солистом, но и ассистентом Игоря Александровича.
Большая школа, пройденная у Игоря Моисеева, позволила Танхо поставить ряд хореографических миниатюр в ансамбле. А дагестанская лезгинка «Три друга» стала лауреатом и получила золотую медаль на Всемирном фестивале в Праге, где исполнителями были братья Израиловы – Танхо, Махай и Илья.
Мать Игоря Моисеева настояла, чтобы Танхо окончил вечернюю школу, и не без ее помощи его приняли сразу на второй курс балетмейстерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. Годы учебы в ГИТИСе вдохновили его к самостоятельному творчеству.
По окончании учебы в 1955 году Танхо Селимович был приглашен на должность главного балетмейстера ансамбля народного танца Молдавской ССР «ЖОК», а в 1956 году руководство Туркменской ССР пригласило его для создания Государственного ансамбля танца Туркмении. За короткий срок он основал новый танцевальный ансамбль, ставший гордостью этой республики. О триумфе коллектива на гастролях в Москве и работе его талантливого руководителя заговорили специалисты и профессиональные знатоки Москвы.
А концерты и гастроли по городам страны не оставили равнодушными руководителей других регионов, в частности, и Дагестанской АССР.
Первой обратила внимание на Танхо Селимовича бывшая тогда министром культуры ДАССР Зумруд Губаханова и организовала встречу Танхо Израилова с первым секретарем Дагестанского обкома партии Абдурахманом Данияловым. Он и убедил Танхо вернуться в Дагестан для создания ансамбля.
Конечно, все начиналось с формирования труппы. Для этого был объявлен набор-конкурс, в нем участвовали семьсот юношей и девушек. Работать в «Лезгинке» дали свое согласие и бывшие танцоры ансамбля песни и танца Дагестана Сааду Гаджиев, Анатолий Вартанян, Абдулджалил Джалилов, Агай Ибадулаев, Магомед Хадулаев, Али-Ага Хамдулаев, Зоя Ганибова, Нариман Магомедов.
После обсуждения с руководством республики Танхо Израилов предложил назвать ансамбль «Лезгинкой», символизирующей колорит всего Кавказа.
Первые же выступления ансамбля получили в прессе восторженные отклики и вызвали чувство радостного изумления. Молодые артисты покорили зрителя мастерством исполнения танцев, богатством и разнообразием костюмов, тонким художественным вкусом.
Подлинная народность и современность определили успех первой программы. В этом была огромная заслуга художественного руководителя ансамбля Танхо Израилова, показавшего себя талантливейшим постановщиком панорамной танцевальной программы.
«Цовкра» – один из наиболее ярких номеров программы, в котором органически сочетаются элементы народных игр, акробатики и потешной клоунады. С большим мастерством исполнил ансамбль татский танец «Харс», шуточный – «Врасплох». Для сотрудничества с ансамблем Танхо Селимович приглашал известных композиторов. Среди них Наби Дагиров, Мурад Кажлаев, Зейнал Гаджиев, Шумшуд Ашуров и другие.
Он сотрудничал с замечательным знатоком кавказского фольклора, художником по костюмам, заслуженным деятелем искусств ДАССР, лауреатом Государственной премии Николаем Лаковым.
Надо считать большой удачей для ансамбля состав музыкального оркестра во главе с заслуженным артистом РСФСР Уруджем Абубакаровым.
Гастроли ансамбля «Лезгинка» на концертных площадках Советского Союза проходили успешно, и зрители бывали в восторге. Газета «Бакинский рабочий» написала тогда, что «артисты «Лезгинки» познакомили с широкой панорамой танцевального искусства Дагестана и сделали это очень красиво, мастерски…».
Показала себя «Лезгинка» и на Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве в 1960 году. В результате многие артисты ансамбля были отмечены, а Танхо Израилов удостоился звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
Ансамбль «Лезгинка» – это уникальное явление в истории дагестанской, советской и российской культуры. Своим рождением и неподражаемым искусством он всколыхнул хореографию всех кавказских регионов: появились «Вайнах» в Чечено-Ингушской АССР, «Алан» в Северной Осетии, «Кабардинка» в Кабардино-Балкарской АССР.
Думаю, необходимо отметить неоценимый вклад пяти братьев Израиловых: Семена, Танхо, Ильи, Махая, Юсуфа; детей Танхо – Рустама и Нины – в развитие хореографической школы Дагестана.
Сам Танхо Селимович был человеком неиссякаемой энергии. Всегда подтянутый, с безукоризненной выправкой, он всем своим видом и действиями олицетворял высочайшую самодисциплину. Покорял окружающих манерой поведения, культурой общения, имел большой авторитет в структурах министерств культуры Советского Союза и Российской Федерации. Он был близким другом министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.
В свои 60 лет Танхо Израилов за выдающиеся заслуги в развитии хореографического искусства был удостоен высокого звания «Народный артист Советского Союза».
Прославленный Государственный заслуженный, а позже Академический ансамбль «Лезгинка» объездил практически все континенты мира. Миллионы зрителей рукоплескали его успехам.
… Исполнилось 100 лет со дня рождения величайшего мастера хореографии Танхо Селимовича Израилова.
Хочется надеяться, что его юбилей в республике будет отмечен на высоком уровне и коллективу ансамбля присвоят имя его создателя и многолетнего руководителя.
Им рукоплещет мир
В эти дни исполнилось 100 лет со дня рождения основателя ансамбля «Лезгинка», народного артиста СССР Танхо Израилова. Созданному им танцевальному коллективу и сегодня рукоплещет весь мир.
Судьба нашего славного земляка была неразрывно связана с судьбой «Лезгинки». Ее яркие захватывающие страницы написаны им, летящим почерком танца.
Дагестанцы повторяют это имя с благодарностью . Память о нем естественна, как дыхание, потому что именно Танхо Израилов поднял лезгинку на пьедестал, сделав брендом нашей республики.
В эти дни проходят встречи и вечера, посвященные его юбилею. Одна из них состоялась в Постоянном представительстве РД при Президенте РФ в Москве.
Почтить память великого артиста пришли генеральный директор ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов, культурные деятели, ветераны коллектива «Лезгинка», а также ансамблей «Гжель», «Алан», «Вайнах» и другие гости.
В своем выступлении Джамбулат Магомедов отметил особую роль Танхо Израилова в становлении ансамбля, его вклад в развитие и популяризацию народного творчества в Дагестане. Также он подчеркнул, что сегодняшний состав ансамбля успешно продолжает устоявшиеся традиции и достойно прославляет коллектив и всю республику во всем мире.
Его судьба – это вдохновение
Красочные, разнообразные программы «Лезгинки» не могли оставить зрителя равнодушным. Они включали народные танцы – от небольших номеров до развернутых композиций – о традициях и обычаях дагестанцев, представляющих богатство и многообразие фольклора народов Дагестана.
«Все составные части танцевальных сюит находятся на высоком уровне – и музыка, и исполнительское мастерство артистов, и костюмы», – писала зарубежная пресса. И это все создал Танхо Израилов – выпускник Московского института театрального искусства, долгие годы работавший бок о бок с Игорем Моисеевым. Талантливый юноша профессионально вырос и осознал, что из хорошего подмастерья пора становиться мастером. И он вернулся в Дагестан с огромным опытом творческой и педагогической деятельности. С его именем связана славная летопись «Лезгинки», вобравшей красоту, волшебство, поэзию народного танца.
Пятнадцатилетнему подростку (у него еще не было паспорта) предложили вакантную должность солиста в старейшем Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан», а в девятнадцать ему было присвоено звание «Заслуженный артист республики». Кто-то из членов наградной комиссии заметил, что, мол, юноша еще молод, на что руководитель республики Абдурахман Даниялов сказал: «Я сам видел, как он танцует. Заслуживает».
Танхо Израилов относится к замечательной плеяде творческой интеллигенции Дагестана, чья профессиональная деятельность стала гордостью хореографического искусства. Его имя вошло в золотой фонд многонациональной культуры Дагестана.
Отточенность каждого движения в поставленных им танцах, высочайший профессионализм, неподражаемый артистический всплеск стали главным достоинством каждого исполнителя. Заметное и быстрое восхождение «Лезгинки» открыло у танцоров второе дыхание. Танхо Израилов не только вывел на профессиональную сцену самородков национальной хореографии, привив им культуру классического понимания искусства, но и не переставал шлифовать свое мастерство и свой артистический дар. Он продолжал безупречно владеть пластикой своего тела, держать корпус, осваивать сложные акробатические моменты, так необходимые в мужском танце, умел слышать музыку, ее ритмы, сопровождающие хореографию.
Его судьба – это вдохновение, жизнь человека, у которого горела душа.
Низкий поклон его памяти, а «Лезгинке» – моя вечная любовь. Живи и здравствуй на вечные времена! Пусть благодарные зрители оглушают танцоров бурными овациями в знак признательности к их таланту, и пусть победное шествие «Лезгинки» по миру прославляет искусство Дагестана. Я верю, что в год столетия ансамбль по праву будет носить имя своего основателя и первого художественного руководителя Танхо Израилова.
Иосиф Матаев, заслуженный артист РФ, Тель-Авив – Махачкала