Жизнь наполнена творчеством

На любой, даже малоприспособленной для выступления площадке самодеятельные артисты народного театра села Ичичали Хасавюртовского района радуют зрителей своими спектаклями, а на фестивале Юга России во Владикавказе стали лауреатами. «И тогда мы решили: почему бы нам не стать народным театром? И стали. Через три года», – вспоминает режиссер Шайхмагомед Ахмедов.
Театр начинался с малого. Шайхмагомед, студент Куйбышевского гидростроительного техникума, вынужден был оставить учебу и вернуться в родное село. Умер отец. Семья многодетная, он – старший сын. Все заботы о семье пришлось разделить с мамой. Так судьба определила новый поворот на его жизненном пути.
Шайхмагомед в сельском Доме культуры в далеком 1972 году организовал кружок художественной самодеятельности. Одна за другой рождались небольшие, на 10-15 минут, интермедии на злобу дня. В творческой группе были и школьники, и люди зрелого возраста. Видя, как сельчане с интересом встречают выступления этого коллектива, завотделом культуры Хасавюртовского района Маржанат Шамсутдиновна предложила Шайхмагомеду быть официальным руководителем драматической группы. Так Ш. Ахмедов стал актером и режиссером в одном лице.
Выступления этого коллектива с благодарностью встречали в Казбековском, Кизилюртовском, Бабаюртовском, Гумбетовском районах. Это было время аншлагов. Мест всем не хватало, зрители приходили со своими стульями. «Сейчас же залы заполняются наполовину. Ряды талантов и поклонников редеют, – с горечью отмечает режиссер. – Молодёжь из села уезжает. Репертуар театра приходится строить с расчетом на старую гвардию, причём по обе стороны – актёров и зрителей».
Народный театр – синтез нескольких искусств, его генетические корни – в обрядовом фольклоре. «Мы начинали с «Женитьбы Кодолава» Г. Цадасы, пьесы «Сапожник», а сейчас хотим возродить сельские посиделки «Гвай», когда сельчане собираются в одном доме за работой – чешут шерсть, из неё вытягивают нитки, вяжут, напевая национальные песни», – делится планами Ш. Ахмедов.
Так он стремится сплотить людей, найти еще больше единомышленников, чтобы выступать не только на импровизированных площадках, но и на большой сцене, создать дружный коллектив, поднять уровень актеров, среди которых немало дарований, хотя сам актерскому мастерству не обучен. Когда-то артисты Аварского театра А. Загалов, П. Хизроева настойчиво рекомендовали ему поехать учиться в Тбилиси, где в театральном институте обучались дагестанские студенты в специальной студии. Но Шайхмагомед не хотел оставлять созданный им коллектив, опасался, что театр «разбежится». Работал, опираясь на накопленный опыт. Ведь он с молодости был зачинщиком разных мероприятий, интересовался театром, писал театрализованные композиции, сценарии…
– В бессонных ночах рождались у меня мизансцены спектакля «Воспоминания ветерана войны» М. Гунашева. Настолько правдиво получались сцены в концлагере, что сам прослезился, – вспоминает Ш. Ахмедов. – Эту тему я развил в постановках «Дезертир», «Последний патрон» М. Сулиманова, «Мать» Курбанова. История женщины, которая всю жизнь ждала сына с войны, не оставляла никого равнодушным. Каждый имеет право на счастье – эту мысль мы отразили в спектакле «Было плохо – стало хорошо» по пьесе А. Караева, – рассказывает режиссер народного сельского театра, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана».
Спектакли на военную тему удаются ему особенно. Может, потому, что отец сражался на фронтах еще в финскую войну, а закончил воевать на Дальнем Востоке. Был кавалеристом. Раненым вернулся домой в 1946 году. Много работал над восстановлением сельского хозяйства в районе, мечтал о мирной жизни для детей на многие годы, старался растить их порядочными людьми.
– Я нетерпим к пьяницам, дебоширам, которые нарушают наш покой. Когда в спектаклях высмеивают такие людские пороки, я всегда в главной роли, стараюсь играть так эмоционально, чтобы зритель не оставался равнодушным к таким людям. Мне чуждо все, что связано с непорядочным отношением к женщине, матери, людям вообще. Хочется воспевать достоинство, честь, доброту человека, – размышляет Шайхмагомед Ахмедов.
Поэтому он задумал возобновить постановку пьесы «Соседи» и выезжать с ней на гастроли. Ею он хочет напомнить людям, что враждовать из-за пустяков – дело недостойное, надо жить в мире, согласии, уважении к окружающим. «Если со сцены кто-то увидит себя и сделает выводы, значит, мы не зря старались», – говорит режиссер.
Еще он мечтает поставить «Багряное утро» о трагической судьбе человека.
– Это большой спектакль с большим числом участников. Значит, надо привлечь сельчан. В этом есть магия народного театра, способного задействовать обычных людей в творческом процессе, вспомнить свои истоки, традиционные национальные театрализованные представления, – рассуждает Ш. Ахмедов.
Он считает, что к творчеству надо привлекать сельчан с детства. Поэтому, когда в школе бывают тематические вечера по истории, литературе, режиссер народного театра активно сотрудничает с педагогами, вовлекая в творческий процесс детей. Школьникам младших классов театр показывает спектакль «Как победить Аждаху».
И своих детей Шайхмагомед приобщает к дагестанским традициям. Жена – поклонница и главный его критик.
– Сколько хлопот на ней, а она жизнерадостна, оптимистично настроена! Я и сам никакой работы не чурался. Был неплохим мастером в столярном деле, отделочником, крышу делал, участвовал в строительстве Чиркейской ГЭС. Сегодня понимаю: стать режиссером народного театра – мое предназначение. Творческая дорога, по которой я иду, наполняет меня пониманием, что все встречаемое было неслучайным. Оно помогает в моем творчестве передавать правду жизни, – признается человек, чья работа помогает сельчанам отойти от трудных монотонных будней, увидеть прекрасное в обыденной жизни.
Статьи из «Культура»
Два корифея, два мира

Сохраняя традиции предков

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

Даже если взгляд не видит…

Поэт, и ничего кроме

Мировоззрение и жизнь

Художник смыслов

Священная ценность

Был такой аул

Тимпан как образ

С «алмасовским» звучанием
