Звонче горных ручьев
Она родилась в том краю, где девушки поют звонче горных ручьев, где свадьбы собирают лучших певцов и танцоров всех окрестных сел, где всегда ценились меткое слово и здоровый юмор. Поэтому еще со школьной скамьи Жинасат подружилась с народным песенным богатством – народными легендами, преданиями и песнями, исполняла их на праздниках в селе и на районных смотрах самодеятельных коллективов. Яркую, талантливую девушку из селения Чукна заметило руководство Лакского театра и на очередном смотре уговорило ее работать в коллективе.
В театре убедились, что обладательница красивого голоса владеет и незаурядным драматическим даром. Ей стали доверять роли молодых героинь национальной драматургии, а со временем и сложные характеры классических пьес. Благо, рядом с ней всегда оказывался полюбивший с первого взгляда красивую девушку молодой выпускник Московского театрального училища им. Щукина Динмагомед Динмагомедов. Он и стал ее главным наставником в овладении сценическими секретами и драматическим мастерством. Горячая любовь юноши вызвала ответное чувство девушки, и Динмагомед с Жинасат создали семью, в которой взаимная любовь и творческие интересы помогали им в укреплении семейного очага.
Из года в год талант Жинасат раскрывался все ярче и многостороннее. Ей удавались комические, лирические, драматические и трагические характеры. Но наиболее близки Жинасат Динмагомедовой сильные женщины, драматические судьбы, трагические коллизии. Эти характеры ей близки по темпераменту, душевному состоянию, в них она выявляет большую глубину и многообразие оттенков. Глубокая прочувствованность образа в сочетании с захватывающей игрой, искренностью поведения подкупают жизненной правдой. Ее женщины – активные, деятельные, самодостаточные личности. Разные по возрасту, масштабам и социальному положению, они запоминаются нетипичной индивидуальностью, особой, присущей ее видению окраской, тональностью интонаций.
Мне кажется, это идет из глубины национальной памяти и особого такта в выражении индивидуального оттенка характера. В этом она близка незабвенной Шагун Ибрагимовой. Наверное, поэтому после ухода со сцены Шагун Джафаровны многие исполняемые ею роли перешли к Жинасат Динмагомедовой.
Она не делит роли на маленькие и большие. И главные, и эпизодические характеры для Жинасат Магомедовны ответственные и важные. Она и из маленькой роли вылепит яркую, запоминающуюся биографию с богатой историей. Это и умудренная годами, скромная горская женщина в драме К. Мазаева «Удрида-бава», ставшая воплощением женского долготерпения, доброты и мужества, наделенная чутким сердцем и обостренным чувством справедливости. Её Итаргу в героической трагедии Ц. Камалова «Расплата» достойна быть в одном ряду с мужественными воинами-патриотами. Полюбив мужчину, не равного ей по сану, дочь Кумухского Сурхай-хана Итаргу глубоко страдает от нелепых сословных рамок. Ироничная, острая на язык, она искренне переживает за интриги ханского двора между родными братьями и погибает как настоящая героиня.
За полувековое служение родному театру Жинасат Динмагомедова сыграла более ста самых разных ролей. Как не похожи высокомерная, своенравная, надменная Аймисей из драмы «Любовь и слезы» С. Касумова и Эухения из «Деревья умирают стоя» А. Касоны, великодушная, благородная бабушка, глубоко переживая беззастенчивый обман и наглый шантаж внука, находит в себе силы выстоять и достойно вести с ним острый диалог. Или Кади из «Материнской славы» Р. Хубецовой, цепляющаяся за каждого из сыновей, чтобы удержать, не лишиться их, отпустив в пекло войны. А потеряв всех пятерых, не замыкается в себе, делится с людьми теплом и щедростью души. Скорбная и величественная, идет она в финале поклониться памятнику погибшим солдатам войны.
А какие многокрасочные, сочные, незабываемые характерные образы создавала Ж. Динмагомедова в комедийном репертуаре театра! Кокетливая Анна Андреевна в «Ревизоре» Н. Гоголя, которая не прочь вступить с дочерью в борьбу за внимание столичного чиновника Хлестакова. Ее Солтанат в «Если сердце захочет» Г. Рустамова, пышущая здоровьем любвеобильная вдовушка, использует все дозволенные и недозволенные средства, чтобы войти хозяйкой в дом старого вдовца-соседа.
И сегодня Жинасат Динмагомедова продолжает создавать разножанровые, разнохарактерные образы солидных женщин в драмах и комедиях современного и классического репертуара театра, восхищать и удивлять зрителей неистощимой фантазией, неутомимым трудолюбием и природным талантом.