Денег нет, но мы держимся
У богатых дагестанцев стало престижным возводить новые мечети одну краше другой. В некоторых селах доходит до того, что на каждой улице своя мечеть. Ничего худого в этом, конечно, нет. Но хочется сказать: вот бы школы так строили!
На чистом энтузиазме
Во многих горных районах школы в таком состоянии, что хоть плачь. И плачут. Родители и учителя едва сдерживают слезы, призывая на помощь весь свой оптимизм, от которого за годы борьбы с чиновниками мало что осталось. А самой страдающей категорией в этом процессе являются дети – наше с вами будущее. Каким будет это будущее, воспитанное в нищете и разрухе?
Кто думает, что это не так, пусть взглянет на здание Агадинской средней школы в селении Куяда Гунибского района. Эту сборно-щитовую постройку начала 70-х годов прошлого века и зданием-то назвать язык не поворачивается. Да, куядинские дети этого не забудут. Они ведь смотрят телевизор, видят, в каких прекрасных школах учатся их городские сверстники. Ради этого многие родители увозят своих детей из села. Тут уже не так много школьников и осталось – чуть больше семидесяти.
Агадинская школа, если можно так назвать эту развалюху, уже дважды отжила свой срок. Только благодаря самоотверженным стараниям учителей, своими силами проводящих косметический ремонт, удается хоть как-то освежать старую постройку.
Но стоит присмотреться внимательнее, и видим, что разбитые стекла окон повсюду заклеены скотчем, щели в рамах заделаны силиконом, пол прохудился, а электропроводка вся латана-перелатана.
Одна из самых насущных проблем – протекающая кровля: старый шифер давно потрескался, а сквозь щели дождь заливает помещения. Очередной подобный сюрприз погоды лишил школу противопожарной системы: промокшее оборудование замкнуло и сгорело.
– Мы уже устали латать крышу, шифер давно пора заменить, – констатирует заведующий учебной частью Магомед Магомедов. – Готовы сами взяться за работу, не нанимая специалистов, лишь бы материал купили – современный металлопрофиль. К руководству муниципалитета сколько обращались, просили (показывает кипу писем-обращений) – бесполезно. Ответ всегда один: «Составьте смету, рассмотрим». Мы составляем, высылаем, а в ответ тишина…
Не хотим, чтобы как в Кемерово
Но самый больной вопрос – это котельная. Она не только находится в здании учреждения, что уже противоречит требованиям противопожарной безопасности, так еще и рядом с учебными классами.
– Это нарушение, допущенное строителями и проектировщиками в 1972-м году, – говорит бывший директор школы, ныне учитель русского языка и литературы Магомед Дибирмагомедов. – Но ведь сегодня можно исправить ситуацию – вынести котельную во двор, чтобы не бояться за детей. У меня, к примеру, здесь учатся семь внуков. Но я еще как-то спокоен, всегда рядом и в случае чего (не дай Бог!) смогу позаботиться о детях. А что делать остальным родителям? Переживать дома за жизни и здоровье своих чад? После случившегося в Кемерово сельчане боятся…
Волнение местного населения и учителей небезосновательно. Ведь в котельной, помимо всего прочего, стоит изношенное оборудование, сам котел – тоже пережиток прошлого.
С этим вопросом руководство СОШ не раз обращалось в районное управление образования. Но судя по тому, что котельная по-прежнему в здании школы, а проверяющие надзорные органы из года в год только выписывают штрафы директору, обращения так и остались неуслышанными…
Спартанское воспитание
Пройдя по школьному двору, обращаю внимание на высокое обшарпанное здание с замком на дверях. Как оказалось, это старый гимнастический зал, не работающий уже 15 лет.
Заходим внутрь. Долго здесь находиться невозможно, и не только из-за удручающего вида прогнившего насквозь пола, обвалившегося потолка и стен с широкими трещинами – едкий запах сырости гонит на свежий воздух.
– А где же проходят уроки физкультуры? – задаю вопрос.
– На улице, где же еще? – пожимает плечами физрук Омар Алиев.
– И зимой?
– К сожалению, да. А что делать? Требований по выполнению программы с нас никто ведь не снимает.
Получившие такое спартанское воспитание учащиеся школы, несмотря на нехватку инвентаря, на районных и республиканских спортивных соревнованиях неизменно бывают в числе победителей и призеров. Это наглядно подтверждают увесистая папка с грамотами, кубки и медали на полках в учительской.
– Мне бывает обидно за наших детей, с которыми я езжу по району, в города республики, они видят, какие условия созданы там. При этом ребята умудряются показывать достойные результаты. А представьте, как бы они раскрылись, будь у них хоть небольшой, но свой теплый, мало-мальски оборудований спортзал, – говорит Омар Гитиномагомедович.
Школьный автобус
Помимо спортивных успехов есть хорошие показатели и в учебе: учащиеся Агадинской средней школы нередко бывают в числе лучших на республиканских олимпиадах, фестивалях, смотрах-конкурсах.
Правда, выезды на разного рода мероприятия сопряжены с большими трудностями. Образовательное учреждение, несмотря на удаленность от районного центра (63 км), не имеет своего автобуса. Многие дети добираются до школы в грязь и в холод, проходя ежедневно по несколько километров.
– Соседним селам района, где находятся образцово-показательные школы, уже не раз выделяли автобусы, а мы сколько ни обращались – результат нулевой. Чем наши дети хуже остальных? – справедливо задается вопросом завуч Магомед Исалович.
… Клубок проблем копится годами. Как же случилось, что на протяжении многих лет ситуация не меняется? За ответом мы обратились в районное управление образования. Руководитель ведомства Магомед Амирасулов прислал следующий ответ:
«Аварийное состояние школы очевидно. Но, к сожалению, это далеко не единственная школа в районе, требующая капитального ремонта. В муниципалитете 10 аварийных школ. Письмо с приложением актов, фотоматериалов, таблиц уже направлено врио Главы республики Владимиру Васильеву. Ждем. Глава района Ахмед Магомедов в курсе, что школа сборно-щитовая, была сдана в эксплуатацию в 70-х годах и что срок службы здания давно закончился. Оно не подлежит капитальному ремонту, а на возведение новых учебных зданий у района бюджетных средств нет».
Примерно такой же ответ получили и учителя школы, обратившиеся к главе района с открытым письмом.
Надеемся, что после нашей публикации ответственные структуры обратят внимание на состояние Агадинской школы и начнут решать копившиеся десятилетиями проблемы, создавая достойные условия сельским детям для получения образования.