Когда в почете образованность
У каждого района – свое лицо, какой-то прочно укоренившийся в сознании образ. Как сейчас модно говорить – имидж. У Чародинского района он привлекателен и приветлив. Мрачное, косное здесь не приживается. На весь район наберется только десяток неблагонадежных - тех, что на учете.
В чем тут секрет? Почему в одних муниципалитетах и работа по противодействию экстремизму вроде как налажена, и постоянно совещания проводят, распекают ответственных, а толку – чуть. А у других будто без всяких усилий тишь да гладь. Но кто же не знает, что просто так ничего не бывает.
После командировки в район я получила ответ на этот вопрос. Радикализация наблюдается там, где не в почете образованность. Там, где, возвращаясь из школы домой, дети оставляют учебники за порогом. Там, где свысока относятся к русской литературе, выдергивая из рук ребенка томик стихов: «Не занимайся глупостями». Я не утрирую, это есть. А в Чародинском районе издавна так повелось, что знания ценились высоко. К образованным людям относились с почтением, им подражали.
Обратимся к историческим фактам. Советское и партийное руководство района понимало: чтобы достичь намеченных целей, необходим грамотный человек. Без развития образования решение других проблем станет невозможным. К моменту образования района там был только один процент грамотного населения и то владели лишь арабской письменностью. Не было ни одного учителя, ни одной школы.
В короткие сроки во всех селах были созданы пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы), приглашены учителя из других районов. Особенно много их было из Гунибского района. Началась великая битва за образование.
Свидетельством масштабности этой работы, ее значимости служит очень любопытный документ, хранящийся в Республиканском архиве. Это докладная записка наркомпроса Президиуму Верховного Совета ДАССР и Указ Президиума ВС ДАССР: «Руководство Чародинского района, поставив перед собой ясную цель «покончить с проклятием прошлого – неграмотностью», выдвинуло конкретные пути выполнения своего решения – 100% охвата обучением неграмотных, малограмотных и призывников. Только за 1940 г. в районе обучено 434 неграмотных и 218 малограмотных. В 14 аулах района в основном завершена ликвидация неграмотности. В настоящее время в районе осталось 77 неграмотных и 1782 малограмотных».
На основании этой записки был издан Указ Верховного Совета ДАССР от 28 февраля 1941г. о присуждении переходящего Красного знамени ВС ДАССР Чародинскому району, занявшему 1-е место в республике по завершению неграмотности.
Хорошо, что и нынешнее руководство муниципалитета не отступает от этой линии. Два года возглавляет район Мухидин Магомедов. И за это время ему удалось довести долю учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену, до 100 процентов. (Для сравнения: по республике этот показатель — 70,5 проц.)
Превышает среднереспубликанское значение и охват детей дошкольными образовательными учреждениями – 30,1 проц. против 26,2 проц.
За этими цифрами – забота о человеческом капитале. Реальная, а не показная. Причем то, что в городах можно сделать, так сказать, малой кровью, здесь достается ценой героических усилий.
Начать с того, что район не газифицирован, поэтому и школы отапливаются углем. На топливо есть, как вы понимаете, нормы, через которые не перескочишь. А что на улице уже снег выпал – лимитам безразлично. Вот и ведут уроки учителя в верхней одежде. И дети в куртках. Такую картину мы увидели в селении Цемер. Только директор Абдулла Магомедов не позволяет себе накинуть пальто. Он в строгом костюме и галстуке – хоть сейчас на совещание в район или Махачкалу.
Начать с того, что район не газифицирован, поэтому и школы отапливаются углем. На топливо есть, как вы понимаете, нормы, через которые не перескочишь. А что на улице уже снег выпал – лимитам безразлично. Вот и ведут уроки учителя в верхней одежде. И дети в куртках.
Школьники наперебой рассказывают о своем селении. По преданиям, Цемер раньше был окружен обширным и густым лесом, в нем водились медведи, нередко нападавшие на скот. Получается, своим названием Цемер обязан медведю (в основе слова лежит корень «ци», то есть «медведь» — по-аварски).
Назубок знают дети историю своего края. Рассказали мне о людях Цемера, в первую очередь назвав имена участников Великой Отечественной войны. Из двадцати пяти фронтовиков-цемерцев вернулись лишь 7 человек. Потом стали перечислять тех, кто своим трудом, старанием и целеустремленностью возвеличил и этот аул, и родной район, и весь Дагестан. Цемерским ребятам есть с кого брать пример: школа носит имя учившегося здесь знаменитого генерал-лейтенанта Магомеда Тинамагомедова.
Всего в Чародинском районе 37 школ: 8 средних и 5 общеобразовательных, остальные — начальные. Все они построены лет тридцать назад, а значит выход в том, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Практически во всех школах проведён ремонт – полностью заменили окна, двери, кровлю, полы, провели чердачные работы.
Очень помогает депутат НС РД Магомед Садулаев, в нескольких школах построил спортивные залы.
Есть в районе и малокомплектные школы, где учатся несколько учеников. Но только благодаря таким школам сохраняется село. И еще педагогам, которые могут улыбаться и шутить, хотя зуб на зуб не попадает.
В чем тут дело? Почему не услышишь от них жалоб? Пообщавшись, я поняла, что не замечать суровых условий им помогает моральная удовлетворенность.
Их труд оценивают по достоинству, да и зарплата неплохая для сельской местности. Приятно порадовала компьютерная продвинутость коллектива.
— А как иначе? Современный учитель должен владеть современными технологиям, – говорит директор Абдулла Ахмедович. – Мир не стоит на месте, постоянно развивается и движется вперёд. Те средства и методы, что использовались для работы лет 20 назад, сегодня уже мало пригодны. Осваивать компьютер, Интернет, различные программы – не роскошь, а необходимость. Раньше обычный бумажный дневник был показателем успехов ребёнка, сейчас же этот дневник ведётся в режиме онлайн самим учителем, и в любой момент родитель сможет просмотреть оценки и посещаемость. Я считаю, что это очень удобно, поэтому нужно учиться использовать возможности, которые дают нам новейшие технические средства.
Рассказали мне и о том, как образовалось в районе единое образовательное пространство «семья – садик – школа». В детских садах группы, которые в следующем году пойдут в первый класс, проходят предварительную подготовку. Однако в тех сёлах, где садиков нет, существует проблема. В школу приходит ученик, абсолютно не знающий русского языка, учителю приходится быть переводчиком с русского на аварский.
Вот так и получается, пока в других местах рассуждают об угрозах терроризма и отчитываются о работе по противодействию эктремизму, здесь поднимают на пьедестал учителя, воспитывают уважение к тем, кто эрудирован и подкован в науках, кто образован по-настоящему, а не просто носитель диплома.