На уроке без учебника? Двойка!
Начало учебного года в дагестанских школах традиционно начинается с конфликта интересов «учитель – ученик». А причина – в учебниках. До появления у руля дагестанской власти Владимира Васильева их вообще не давали (хотя по всей стране их выдают в школьных библиотеках бесплатно), родители вынуждены были покупать их на рынках и в книжных магазинах. Теперь учебниками стали обеспечивать в школах, но с большим дефицитом, особенно на родных языках, да и других книг по основным дисциплинам часто не хватает. Ведь школьные библиотеки за прежние годы катастрофически обнищали, все предназначенные для пополнения фонда учебники загадочным образом ежегодно «уплывали» куда-то. И возмущение родителей никак не влияло на этот процесс.
Теперь ситуация с пополнением школьных библиотек учебниками заметно изменилась в пользу учащихся, но часть родителей по-прежнему высказывает недовольство. Всем известно, что учебно-методическое обеспечение образовательного процесса – важнейшее условие реализации ФГОС. А как это условие выполняется, попробуем разобраться в цифрах. Так, в 2018 году только 58% учащихся были бесплатно обеспечены учебниками. Для достижения максимального удовлетворения нужд в этом деле профильным ведомством за счет средств федерального и республиканского бюджетов было закуплено 2 млн 240 тыс. экземпляров, в том числе 156 тысяч учебных пособий на национальных языках на общую сумму 828 млн рублей. Впервые за много лет разработаны и изданы 36 наименований учебных пособий по 6 родным языкам для начальных классов, которые уже направлены в школы, а коррекционные учреждения обеспечены специализированными учебниками. И, как заявила вице-премьер Правительства РД — министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова, работа в этом направлении будет продолжена.
Только остается неясность: сколько и чего нужно всего? И сколько ещё не хватает?
В новом учебном году в Махачкалу поступила партия учебных пособий по русскому языку, физике, алгебре, биологии, химии, истории России и иностранным языкам. Основные поставщики – издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Бином». Всего на текущий момент поступило порядка 16 тысяч учебников, в ближайшее время ожидается дополнительная партия. Однако родители школьников эту новость встретили с иронией: «Ищите на прилавках Дагестана по суперценам!»; «Ну и где же эти учебники? Когда-нибудь они дойдут до школ?»; «А в курсе, что в школах Махачкалы не хватает учебников по русскому языку (6-7 классы), истории, алгебре, биологии, физике (7 класс), английскому языку?».
Прибыло – убыло
Проблема с нехваткой школьных учебников, пожалуй, сезонное заболевание. Как правило, вспышка «инфекции» происходит ежегодно в сентябре. Лечением в каждом образовательном учреждении занимаются как могут. Некоторые сельские школы нашли выход из ситуации путем обмена недостающих учебников между собой.
– Есть школы, где число учащихся уменьшилось, а книги остались: их мы передаем в те учреждения, которые нуждаются в учебниках, – поясняет начальник отдела образования и муниципальных услуг Кайтагского района Магомед Абдулжалилов. – У нас другая проблема, — попутно жалуется он, — связанная с детскими садиками. На весь муниципалитет всего 5 садов, только 18% детей охвачено дошкольным образованием. В электронной очереди стоят около 700 детей. Когда мы подавали заявку на строительство детского сада в селе Джавгат, нам сказали: «В этом селе нет ни одного ребенка в электронной очереди». А откуда взяться очереди, если садика нет?!
Проблема с нехваткой школьных учебников, пожалуй, –сезонное заболевание. Как правило, вспышка «инфекции» происходит ежегодно в сентябре. Лечением в каждом образовательном учреждении занимаются как могут
В Карабудахкентском районе школьников прибыло.
– Количество учащихся у нас увеличилось на 500 человек, но, несмотря на это, проблем с учебниками нет. Недавно поступили книги по родным языкам для начальных классов, ожидаем поступления аналогичных учебников для старшеклассников, – говорит начальник управления образования района Тажли Хизриева. – Наша единственная проблема – нехватка учебных мест, многие школы района не соответствуют образовательным стандартам. Правда, 10 СОШ участвовали в этом году в программе «150 школ», в них впервые за много лет провели ремонт. К 2025 году планируется ввести в эксплуатацию три новые школы.
А вот в Гумбетовском районе количество учеников поубавилось.
– У нас учебники в избытке, а число учащихся неуклонно снижается. В прошлом году, например, в 8-м классе училось 15 детей, а в этом году – 8. Школа рассчитана на 150 мест, учится вдвое меньше. В первый класс пошли 6 ребятишек. Еще у нас есть садик, открытый на базе школы, куда ходят 20 детишек, – рассказывает директор Арадерихской школы Гасан Алигаджиев. – В настоящее время идет ремонт по проекту «150 школ». В этом году получили школьную «ГАЗель», очень выручает.
Неравномерный контингент
Как видим, в ряде сельских школ проблема нехватки учебников не столь ощутима и вполне решаема. Правда, есть при этом ряд других нерешенных проблем.
За комментариями мы обратились в Министерство образования и науки РД. В ведомстве отмечают, что для образовательных организаций республики учебники приобретаются централизованно в соответствии с заявкой, формируемой в муниципалитетах. В течение последних лет в Дагестане наблюдается ежегодный рост числа обучающихся: общеобразовательные организации республики в 2018-2019 учебном году посещали более 405 тыс. детей. Для сравнения: в 2013 году в школах республики обучались 366,4 тыс. учеников.
В то же время характерной особенностью является тенденция к снижению количества учащихся в сельской местности на фоне роста их численности в городах. За последние годы из сел переехали более 10 тыс. детей, вследствие чего в Махачкале, Дербенте, Каспийске и Хасавюрте наблюдается резкое увеличение численности учащихся. Кроме того, прирост детей отмечается в центральных районах республики, таких как Буйнакский, Дербентский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизилюртовский, Хасавюртовский и другие. Напротив, в горных районах, таких как Агульский, Дахадаевский, Гунибский, Кулинский, Лакский, Шамильский, наблюдается снижение контингента учащихся. При подаче заявки на приобретение учебников в прошлом году учитывался контингент, указанный в статистических данных о численности учащихся — 393 тыс. Заявки образовательных организаций удовлетворены на 100%. Однако число учащихся за это время увеличилось на 26,6 тыс. учеников, в связи с чем образовалась нехватка учебников.
В Минобрнауки РД также подчеркивают, что изменение контингента идет неравномерно. В некоторых образовательных организациях учебники не востребованы в текущем году в связи с уменьшением численности учащихся, и муниципальными органами управления образования для снижения остроты проблемы ведется работа по временному перераспределению учебников. В настоящий момент уже подготовлены контракты по дозакупке недостающих учебников для 1-9 классов, а также для коррекционных образовательных организаций республики, сообщили в ведомстве.
Но ведь для корректировки «убыло-прибыло» существует целое лето. За время каникул можно переоснастить фонды за счёт излишков у других, перевезти книги из села в город, но не заниматься этим тогда, когда новый учебный год уже начался. Если бы подобная работа велась, то проблема с учебниками практически свелась бы к единичным случаям. Для этого, может, специалистам Минобрнауки следует ситуацию прогнозировать, а не констатировать сентябрьское положение дел?
А то ведь наступил учебный год, и начались проблемы: нет учебника, значит, не готов к уроку, садись – двойка! Только двойка эта больше предназначена не школьнику, а тем, кто ответственен за обязательное обеспечение ученика необходимым учебно-методическим материалом.