Народная педагогика как основа нашей культуры
Перед Новым годом, 30 декабря 2021 года, Президент РФ В. В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», где сказано, что «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации …провести в 2022 году в Российской Федерации Год культурного наследия народов России…».
Данный Указ – очередная забота нашего государства о том, чтобы народы России (а их более 180) не прерывали преемственности поколений, постоянства нравственных идеалов, чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости, для чего следует сохранять и приумножать те достижения, которые входят в понятие «культура» и, следовательно, составляют содержание современной цивилизации.
Решение любой проблемы требует системного подхода. Проблемы культуры также нельзя решать без системы образования, ибо ценности культуры воспринимаются человеком через образование.
Подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности также немыслима без соответствующей образовательной системы. Образовательные системы в истории народного образования формировались постепенно. Они объединяли все лучшие элементы, извлекали передовой опыт обучения и воспитания, вбирали в себя самое рациональное.
Что же представляют собой системообразующие элементы образования? Сегодня система образования в Российской Федерации это совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов, образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием. Все эти элементы неразрывно связаны друг с другом, имеют существенное значение для целостного обеспечения результативности образования.
Как же выглядит реальная ситуация в решении проблемы обеспечения системообразующих элементов образования? Не претендуя на освещение проблемы во всех сферах образования, в связи с вышеназванным Указом Президента РФ
В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» коснёмся лишь культурологического образования в Республике Дагестан. Известно, что в школах, колледжах и некоторых вузах республики, начиная с 1991/92 учебного года, изучались предметы культурологического цикла, в их числе «Мировая культура», «Русская национальная культура», «Культура и традиции народов Дагестана». Как будто уже была создана система культурологического образования в республике. Однако изучение состояния преподавания предметов в школах, содержания программно-инструктивных документов, учебно-методических материалов, многочисленные беседы с руководителями, учителями, учащимися, опросы и тестирования студентов, бывших выпускников дагестанских школ показывали, что общеобразовательные учебные заведения ещё далеки от слаженной системы культурологического образования.
Одними из главных составляющих культурологического образования являются образовательные программы и учебные пособия по культуре. Начиная с 1991/92 учебного года в республике разработаны, изданы и рекомендованы для учебных заведений около десятка общеобразовательных программ, учебных и методических пособий по мировой культуре (М. М. Омаров, Г. Н. Казилов, Г. И. Юсупова), по русской национальной культуре (Л. М. Коган), по культуре и традициям народов Дагестана (Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов,
М. А. Магомедова, З. М. Магомедова). Главным достоинством этих программ, учебных и методических пособий являлось то, что составители и авторы, в силу своих знаний, умений и возможностей, включали в содержание образования самые разные сферы развития культуры, разные эпохи историко-культурного становления народов, разные типы и виды культуры и т. д. Но мало кто из них сумел показать крайне важный сегодня для общества воспитательный потенциал историко-культурного наследия народов, в том числе и народов Дагестана, мало кто пытался по-настоящему акцентировать внимание учителей и учащихся на прогрессивные человеческие традиции, поведенческие нормы и правила национальной, региональной, отечественной и мировой культуры. Причиной тому обособленность авторов и составителей, недостаток согласованности, вызванный отсутствием единого координационного центра, ведь совершенно ясно, что культура как предмет изучается сегодня в школе не столько для констатации и запоминания культурологических фактов, явлений, событий и др. (и это, конечно, важно), сколько как единственная надежда духовно-нравственного, правового, трудового, художественно-эстетического, героико-патриотического и физического воспитания учащихся. И именно эти установки в своё время были заложены в Законе Республики Дагестан от 13 марта 2000 года № 10 «О культуре», Законе Республики Дагестан от 9 ноября 1999 года № 16 «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан» (с изменениями от 5 января 2001 года, 10 июля 2006 года), в государственных программах «О патриотическом воспитании», принятых как в Российской Федерации, так и в Республике Дагестан. Именно состояние воспитания и воспитанности детей и молодёжи больше всего беспокоило и ныне беспокоит общество.
Но для выполнения государственных законодательно-программных установок и восполнения духовных потребностей общества мало знать только историю и этнографию народа, мало быть титулированным учёным. Нужно иметь чёткие функциональные педагогические, психологические и культурологические знания, умения и навыки, нужно точно нацелить их на формирование общественно значимой личности, для чего необходима хорошая научно-методическая подготовка, и наконец, нужно бескорыстно стремиться к объединению народов через общие черты, качества и ценности национальных культур.
Заметьте, мы не случайно отмечаем здесь приоритетность педагогической, психологической и методической подготовки составителей программ и учебников, учителей и воспитателей в культурологическом образовании учащихся. Педагогическая культура (народная педагогика) является веками апробированной в житейской практике, ключевой составляющей во всей культуре народа, именно она и только она более всего способствовала развитию и становлению историко-культурологического наследия народов. Об этом нельзя забывать при организации культурологического образования учащихся в современных условиях. Отсюда следует, что в республике давно назрела необходимость объединения всех авторов под единым началом опытных учёных-педагогов для создания стабильных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, в том числе и для разработки стандартов регионального культурологического образования.
Непосредственную роль в системе культурологического образования играют образовательные учреждения. Нельзя сказать, что данный элемент отсутствует в региональном культурологическом образовании учащихся. Но то, что он недостаточен, говорят сами факты. Так, например, анкетирование выпускников школ республики показывает, что часть из них изучала культурологические предметы только в начальных классах, часть – в средних, часть – в старших классах. Очень мало тех, кто изучал предметы культуры в 4, 8, 9, 10 классах, то есть на всех этапах обучения. Есть и такие выпускники дагестанских школ, кто вовсе не изучал предметы культурологического цикла.
В беседах с руководителями школ и учителями выявляются причины, в числе которых называют отсутствие в школах подготовленных учителей-культурологов, необходимость более пристального внимания к профилирующим предметам в некоторых школах, лицеях, гимназиях и колледжах, нехватку учебно-методической базы по предметам культуры и др. Во всех случаях, нарушая последовательность преподавания культуры в указанных классах, школы как бы снимают с себя ответственность и не ощущают себя элементом целостной системы культурологического образования.
В этой ситуации напрашивается необходимость повышения статуса школы, и не только как центра образования, а как единственного на сегодня в селении, районе и городе центра культурологического образования. Для этого первоочередная необходимость – начать в Дагестанском государственном педагогическом университете подготовку высококвалифицированных учителей культуры. Именно данное учебное заведение более всего располагает соответствующей базой, этнографическим парком, квалифицированными кадрами для подготовки педагогов с высшей квалификацией «учитель культурологии». Мы убеждены, что функционально подготовленные учителя культуры могут стать духовно-нравственной опорой не только школы, но и всей сельской, районной, городской и республиканской общественности.
И, наконец, главная ответственность за культурологическое образование поколений несут органы управления образованием. При включении в учебные планы новых дисциплин, казалось бы, органы эти должны пополняться штатами, способными профессионально, компетентно оказывать соответствующую помощь учебным заведениям в оптимальной реализации содержания образования. Во многих школах постоянно наблюдается текучесть учителей-культуроведов, зачастую предметы культуры ведут совсем не компетентные в этом учителя, часы предметов культуры распределяются в качестве догрузки. И что совсем печально, с 2016/17 учебного года Министерство образования вовсе отстранилось от управления культурологическим образованием учащихся. Оно оставлено на усмотрение директоров школ. В результате предмет «культура и традиции народов Дагестана» изучается в школах разрозненно, то в 4, то в 8, то в 9 классах. В большинстве школ при составлении учебных планов директора совсем забыли о данном предмете.
А ведь культура – явление не столь простое. Неосторожное, неаккуратное, небрежное отношение к какому-либо элементу родной культуры может привести к формированию у учащихся отрицательных качеств и эмоций, вызывающих неприязненные отношения между людьми. И наоборот, максимально понимающее, внимательное, бережное и уважительное отношение к культурным ценностям того или иного народа формирует у учащихся патриотические, гражданские, интернациональные чувства и глубокое уважение друг к другу и ко всему педагогическому коллективу. Культурологическое образование, построенное на прогрессивном опыте народной педагогики, может стать надёжным заслоном всякому экстремизму и национализму.