Турнир юных краеведов
В Хасавюрте прошел очередной этап турнира юных краеведов. Это новый проект центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова.
В турнире участвуют команды местных школ. Четвертьфинальные поединки этого интеллектуального состязания были посвящены этнографии Дагестана – одной из главных тем творческого наследия народного учителя СССР Булача Имадутдиновича Гаджиева (1919 – 2007).
В качестве домашнего задания ребята подготовили видеоролики об этнографических экспонатах Хасавюртовского историко-краеведческого музея.
Творческие работы школьников дистанционно оценивало международное жюри, в которое были приглашены известные специалисты библиотек, музеев, образовательных структур, средств массовой информации из Абхазии, Болгарии, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Финляндии, Эстонии, а также эксперты из Государственного музея искусства народов Востока (Москва), Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Санкт-Петербург), музеев и библиотек Ненецкого автономного округа, Подмосковья, Татарстана, Хакасии, Чукотки, Югры и Дагестана.
Столь представительная аудитория специалистов высоко оценила старания дагестанских школьников.
Библиотекарь из Зеленодольска (Татарстан) Марина Балякина пишет: «Просмотр видеороликов доставил мне огромное удовольствие. Очень понравились все работы, каждый сюжет интересен, красив, содержателен; юные экскурсоводы замечательно разбираются в предмете, грамотны, компетентны, с красивым языком, некоторые очень артистичны. Пока просматриваешь эти ролики, чувствуешь, как сам обогащаешься. В очередной раз горжусь коллегами из Хасавюртовской центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова, вдохновивших местных школьников и их педагогов на такое замечательное, важное, полезное и очень нужное дело».
Наталья Машкина, заведующая библиотекой Горловского института иностранных языков (Донецкая Народная Республика) отмечает: «Хасавюртовские коллеги, как всегда, умело объединили исторические краеведческие знания с любовью к чтению. Столь юные и красивые экскурсоводы под звуки удивительных национальных инструментов провели меня по этнографическому залу историко-краеведческого музея, знакомя с необычными экспонатами (арбабаш, пандур, удивительные кувшины и замечательные национальные наряды)».
Директор Музейного центра «Наследие Чукотки» Ольга Расторгуева призналась, что «очарована хасавюртовскими школьницами, а одну из девочек хоть сегодня на работу взяла бы в свой музей». Заведующая отделом «Искусство народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера» Музея Востока (Москва) Марина Сучкова поблагодарила библиотекарей Хасавюрта за саму идею конкурса, благодаря которому можно видеть, «как неустанно идет работа в любой сфере человеческой деятельности, в том числе сохранения и передачи знаний о своем родном крае».
Ведущий консультант Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, ведущая чрезвычайно популярного в Интернете блога «ЧУМотека» Ирина Коткина так выразила свои чувства: «Дорогие друзья! Вы украсили мой вечер пятницы сказочными рассказами о культуре народов Дагестана. За окном мороз, снег, темнота, а на экране компьютера – горы, солнце, прекрасные люди, удивительный край. Захотелось надеть шикарный девичий наряд и, звеня украшениями, пройтись в танце вместе с отважным горцем, услышать «кавказский джаз» в исполнении умелых барабанщиков, потереть в ожидании чуда старинный кувшин, тронуть струны загадочного тамура-пандура. У наших народов много общего. В горах мастерицы шьют бурки из войлока, а в тундре ненецкие женщины – паницы и малицы (женскую и мужскую верхнюю одежду) из меха оленя. Дагестанские музыканты отбивают дробь на барабанах, оленеводы – на бубне. Таких пересечений много, это говорит о том, что все люди – близкие или дальние родственники, большая семья. Спасибо за искренность, ответственность и творчество, с которыми вы подошли к делу. Из ваших мини-роликов, как из множества разрозненных пазлов, складывается яркая, радующая глаз и душу картина Дагестана». После столь восторженных отзывов экспертов участникам турнира было предложено ответить на непростые вопросы теста по этнографии Дагестана. Кому-то в этом испытании повезло больше, кому-то – меньше, но проигравших не было – каждый конкурсант получил новые полезные знания по культуре и традициям многочисленных разноязыких дагестанских народов.
В полуфинал турнира вышли команды гимназии № 3, средних школ №№ 5, 16 и 19. Руководители же команд, не прошедших в следующий тур, отмечены благодарственными письмами депутата Народного Собрания РД Якуба Умаханова, по чьей инициативе проводится увлекательный интеллектуальный марафон.