X
18:44 19.11.2019

Турнир юных краеведов

В Хасавюрте прошел очередной этап турнира юных краеведов. Это новый проект центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова.

В турнире участвуют команды местных школ. Четвертьфинальные поединки этого интеллектуального состязания были посвящены этнографии Дагестана – одной из главных тем творческого наследия народного учителя СССР Булача Имадутдиновича Гаджиева (1919 – 2007).

В качестве домашнего задания ребята подготовили видеоролики об этнографических экспонатах Хасавюртовского историко-краеведческого музея.

Творческие работы школьников дистанционно оценивало международное жюри, в которое были приглашены известные специалисты библиотек, музеев, образовательных структур, средств массовой информации из Абхазии, Болгарии, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Финляндии, Эстонии, а также эксперты из Государственного музея искусства народов Востока (Москва), Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Санкт-Петербург), музеев и библиотек Ненецкого автономного округа, Подмосковья, Татарстана, Хакасии, Чукотки, Югры и Дагестана.

Столь представительная аудитория специалистов высоко оценила старания дагестанских школьников.

Библиотекарь из Зеленодольска (Татарстан) Марина Балякина пишет: «Просмотр видеороликов доставил мне огромное удовольствие. Очень понравились все работы, каждый сюжет интересен, красив, содержателен; юные экскурсоводы замечательно разбираются в предмете, грамотны, компетентны, с красивым языком, некоторые очень артистичны. Пока просматриваешь эти ролики, чувствуешь, как сам обогащаешься. В очередной раз горжусь коллегами из Хасавюртовской центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова, вдохновивших местных школьников и их педагогов на такое замечательное, важное, полезное и очень нужное дело».

Наталья Машкина, заведующая библиотекой Горловского института иностранных языков (Донецкая Народная Республика) отмечает: «Хасавюртовские коллеги, как всегда, умело объединили исторические краеведческие знания с любовью к чтению. Столь юные и красивые экскурсоводы под звуки удивительных национальных инструментов провели меня по этнографическому залу историко-краеведческого музея, знакомя с необычными экспонатами (арбабаш, пандур, удивительные кувшины и замечательные национальные наряды)».

Директор Музейного центра «Наследие Чукотки» Ольга Расторгуева призналась, что «очарована хасавюртовскими школьницами, а одну из девочек хоть сегодня на работу взяла бы в свой музей». Заведующая отделом «Искусство народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера» Музея Востока (Москва) Марина Сучкова поблагодарила библиотекарей Хасавюрта за саму идею конкурса, благодаря которому можно видеть, «как неустанно идет работа в любой сфере человеческой деятельности, в том числе сохранения и передачи знаний о своем родном крае».

Ведущий консультант Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, ведущая чрезвычайно популярного в Интернете блога «ЧУМотека» Ирина Коткина так выразила свои чувства: «Дорогие друзья! Вы украсили мой вечер пятницы сказочными рассказами о культуре народов Дагестана. За окном мороз, снег, темнота, а на экране компьютера – горы, солнце, прекрасные люди, удивительный край. Захотелось надеть шикарный девичий наряд и, звеня украшениями, пройтись в танце вместе с отважным горцем, услышать «кавказский джаз» в исполнении умелых барабанщиков, потереть в ожидании чуда старинный кувшин, тронуть струны загадочного тамура-пандура. У наших народов много общего. В горах мастерицы шьют бурки из войлока, а в тундре ненецкие женщины – паницы и малицы (женскую и мужскую верхнюю одежду) из меха оленя. Дагестанские музыканты отбивают дробь на барабанах, оленеводы – на бубне. Таких пересечений много, это говорит о том, что все люди – близкие или дальние родственники, большая семья. Спасибо за искренность, ответственность и творчество, с которыми вы подошли к делу. Из ваших мини-роликов, как из множества разрозненных пазлов, складывается яркая, радующая глаз и душу картина Дагестана». После столь восторженных отзывов экспертов участникам турнира было предложено ответить на непростые вопросы теста по этнографии Дагестана. Кому-то в этом испытании повезло больше, кому-то – меньше, но проигравших не было – каждый конкурсант получил новые полезные знания по культуре и традициям многочисленных разноязыких дагестанских народов.

В полуфинал турнира вышли команды гимназии № 3, средних школ №№ 5, 16 и 19. Руководители же команд, не прошедших в следующий тур, отмечены благодарственными письмами депутата Народного Собрания РД Якуба Умаханова, по чьей инициативе проводится увлекательный интеллектуальный марафон.

Статьи из «Образование»

«Вывех ноги» и…мозгов

15
Это уже факт, от которого ни спрятаться, ни скрыться: ежедневно в нашу республику приезжают...

Новый учебный год – новые правила

68
Всего один месяц – и снова школа. Новый учебный год принесёт изменения и для учеников, и для учителей. С 1 сентября 2025 года в...

ГИА без иллюзий

16
Высокие результаты, новые подходы и открытый диалог с обществом… На площадке Дагестанского...

Между гордостью и забвением

39
Дагестан – роскошный ковёр, сотканный из тридцати языковых узоров. Но нити этого ковра истончаются, а некоторые уже порваны навсегда. С тревогой о существующей не...

Тариф максимальный

28
В редакцию «Дагестанской правды» обратились родители учеников махачкалинских школ. По их словам, в школах города резко повысилась стоимость платных...

Как спасти «живое сокровище»?

47
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Морячок» с морем впечатлений!

86
Каждое утро школьный двор махачкалинской СОШ № 57...

Триумф упорства и самодисциплины

36
Когда говорят о «золотой молодёжи», воображение часто...