Аэропорт: посадку разрешаю!
Как и на автомобильных дорогах, на воздушных трассах действуют свои законы. Все самолеты с момента запуска двигателей на земле и во время полета находятся под неустанным вниманием авиадиспетчеров.
Организацией движения воздушных судов в небе Дагестана занимается Прикаспийский центр обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Руководит им Руслан Юрьевич Квач, с которым мы встретились в аэропорту Махачкалы.
В преддверии профессионального праздника, Международного дня авиадиспетчера, отмечаемого 20 октября, было интересно ознакомиться с работой Центра, о существовании которого большинство авиапассажиров, возможно, вспоминают, лишь обратив внимание на диспетчерскую вышку, возвышающуюся недалеко от здания аэропорта.
— Главные требования в профессии авиадиспетчера – стопроцентное здоровье, наличие специального образования и лицензии, безупречный английский язык, который является одним из главных языков для общения в небе. Авиадиспетчерам нужны пространственное мышление, знание математики, аэродинамики и навигации, чтобы самому понимать предлагаемый пилотам маршрут и профиль полета. В процессе работы они держат в голове множество информации одновременно по нескольким самолетам, и это требует хорошей памяти, внимательности и ответственного отношения, — поясняет Руслан Юрьевич.
В помещении диспетчерского зала размещены три специально оборудованных рабочих места для диспетчеров, а также резервный пульт управления, который необходим, чтобы работа не прерывалась в любой чрезвычайной ситуации. Перед каждым диспетчером четыре экрана. Небольшой на столе — коммутатор радиосвязи, посредством которого диспетчер оперативно может связаться с любой службой аэропорта и самолетом. Прямо перед глазами большой экран с детальной картой республики, всеми воздушными маршрутами и отметками перемещения находящихся в воздухе самолетов. Чуть выше – мониторы с показаниями погоды и другими необходимыми данными.
Диспетчер – профессия многогранная. Необходимо владеть как профессиональными знаниями, так и психологической выдержкой. Надо всегда помнить, что на борту самолета находятся люди, которые могут в критической ситуации запаниковать. Даже у опытного пилота могут сдать нервы. И в этот момент очень многое зависит от действий авиадиспетчера. Он должен оставаться беспристрастным и спокойным, уметь быстро реагировать на меняющиеся условия и мгновенно принимать верные решения. Нагрузка огромная, не удивительно, что работа диспетчера относится к работам с вредными условиями труда. Ну и отношение к ней соответствующее.
Диспетчеры в аэропорту Махачкалы работают в три смены, однако непосредственно за пультом сидят не дольше двух часов подряд. Так предусмотрено строгими правилами, ведь малейшая усталость и потеря внимания способны привести к непоправимым ошибкам и человеческим жертвам.
Подготовка к работе здесь, в Центре, очень сложная. Перед сменой обязательны медосмотр и получасовой инструктаж, который можно сравнить со школьным ЕГЭ: задаются контрольные вопросы о действиях диспетчера в той или иной ситуации, в том числе и нестандартной; на них он должен быстро и четко ответить.
Находясь за пультом, диспетчер чувствует себя, образно говоря, словно за рулем скоростного болида. На принятие решения порой бывают всего лишь доли секунды, и принимающий их человек должен быть профессионально подготовлен. Переживания авиапассажиров по поводу безопасности полетов серьезно уменьшатся, если они узнают, сколько различных документов регламентируют деятельность авиадиспетчеров, сводят вероятность ошибки практически к нулю. В инструкциях прописано каждое их действие, разработана четкая система управления безопасностью полетов.
— Радиолокационная и речевая информация, а также всё, что хоть как-то касается обеспечения полетов воздушных судов, пультовые манипуляции диспетчера, телефонные переговоры и многое другое документируется. Самодеятельность в работе авиадиспетчера исключена, — подчеркивает Руслан Квач.
При заступлении на смену диспетчеры в обязательном порядке изучают план полетов воздушных судов, так что заранее готовятся к организации их обеспечения. Все команды экипажам самолетов подаются отработанными терминами радиообмена.
— На сегодняшний день штат Прикаспийского центра укомплектован 162 специалистами. Это персонал подразделений, сообща организующих и обеспечивающих хозяйственную деятельность Центра. Непосредственно обслуживают полёты воздушных судов в небе над Дагестаном 43 авиадиспетчера. Главным действующим лицом является авиадиспетчер, отвечающий за организацию взлетов и посадок, — рассказывает Руслан Юрьевич, приглашая за собой к винтовой лестнице. Расположенная прямо в холле здания, она приводит нас в рубку диспетчера на той самой вышке, которую мы всегда видим, садясь в самолет. Нас, пассажиров, отсюда видно еще лучше. В зоне обзора стоянки для самолетов — взлетная полоса, можно наблюдать и за действиями всей обслуживающей самолеты техники.
За самым ответственным в своей специфике пультом нас встречает опытный авиадиспетчер Багавутдин Даидбеков (на снимке). По моей просьбе на секунду повернувшись в сторону фотоаппарата, он снова погружается в изучение данных с экранов, а мы выходим на идущий по периметру диспетчерской рубки балкон. Объяснив, как строится взаимодействие службы движения с наземными службами аэропорта, начальник Центра показывает на объекты радиотехнического обеспечения полетов. Это радиолокатор, радиопеленгатор, объекты систем захода на посадку, объекты связи и многое другое, что обеспечивает безопасность выполнения полетов.
Со слов руководителя, Прикаспийский центр ждут большие перемены. В стадии разработки проектная документация на строительство в аэропорту нового здания командно-диспетчерского пункта для авиадиспетчеров, которое появится невдалеке от возводимого сейчас здания нового терминала.
Проектируется он в виде девятиэтажной колонны и позволит разместить в комфортных условиях практически все необходимые службы Центра и аэропорта, задействованные в обслуживании полетов, обеспечив их деятельность всем самым современным оборудованием.
Движение самолетов чем-то схоже с железнодорожным или автомобильным транспортом. Так же, как и поезда, самолеты движутся в воздухе по своим невидимым «рельсам», роль которых выполняют точно проложенные воздушные трассы. Однако главным отличием является движение воздушных судов в трёхмерном пространстве. И пусть автоматика современных самолетов способна самостоятельно контролировать, как выдерживается заданный маршрут на установленной высоте, безопасность полетов по-прежнему зависит от авиадиспетчеров, контролирующих весь полет воздушного судна в зоне своей ответственности. Помимо риска столкновения с другим авиалайнером, могут возникнуть неблагоприятные погодные условия, отказы авиационной техники и многое другое. В таких ситуациях на помощь пилотам всегда приходит авиадиспетчер. Завтра у них профессиональный праздник, с чем мы их и поздравляем.