Купить PDF-версию
10:35 | 28 сентября, Вс
X
07:52 02.08.2024

Аул одной профессии

Как неудивительно, но в дагестанских горах на высоте более 2000 м над уровнем моря есть аул железнодорожников. Село Сумбатль Кулинского района не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе известно как аул железнодорожников. Судьба его жителей вот уже более полутора столетий тесно связана со стальными магистралями.

Высокогорный аул называют аулом железнодорожников, несмотря на то, что до ближайшей железной дороги около 200 километров. Более 30 династий железнодорожников насчитывают общий трудовой стаж 100–150 лет. Здесь трудно найти семью, которая в той или иной мере не была бы связана с железной дорогой или отраслями, обслуживающими ее.

Сумбатлинцев можно было встретить на строительстве железных дорог во Владикавказе, Ростове, Невинномысске, Батайске, Назрани и во многих других городах России. К концу XIX века жители села начали выезжать для работы на железной дороге уже артелями. Особенно активное участие сумбатлинцы принимали в строительстве железной дороги Ростов — Баку. Есть примеры, когда почти все рабочие отдельного дорожного участка были выходцами именно из этого села.

Начиная с 30-х годов прошлого века в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы на каждой железнодорожной станции, разъезде от Армавира до Араблинска мастерами, бригадирами, путевыми обходчиками были сумбатлинцы. Выходцы из села трудились и в Екатеринбурге, и в Мурманске.

Многие сельчане получали образование и становились инженерно-техническими работниками. Московский и Ростовский институты инженеров железнодорожного транспорта, железнодорожные техникумы окончили около сотни сумбатлинцев. Наиболее талантливые становились главными инженерами, начальниками станций и дистанций, вокзалов и отделов, да и всего махачкалинского отделения. Десятки сумбатлинцев-железнодорожников награждены орденами Ленина, медалями и почётными грамотами.

Северо-Кавказскую железную дорогу по Махачкалинскому территориальному управлению — один из самых ответственных и сложных участков народного хозяйства – более 20 лет возглавлял выходец из села Сумбатль Рамазан Сутаев. При его непосредственным участии и под его руководством осуществлена электрификация Махачкалинского отделения железной дороги, перевод его на автоматизированную систему управления. Махачкалинское отделение считалось одним из лучших отделений не только на Северо-Кавказской железной дороге, но и по Министерству путей сообщения СССР в целом. Ныне главным железнодорожником Дагестана является также сумбатлинец Захар Адамов.

Как известно, в каждом кавказском селе ежегодно празднуется День села. Этот праздник в Сумбатле отмечают в День железнодорожника. Примечательно, что у въезда в село стоит стела в виде железнодорожных щипцов, которые сжимают рельс. Это напоминание о том, что село дало железнодорожников в нескольких поколениях.

Похожие

По пути развития

9
В предстоящее воскресенье, 3 августа, наша страна отмечает День железнодорожника. Это...

Утверждаем свои позиции

30
Дагестан активно меняет свою транспортную инфраструктуру, становясь ключевым узлом на...

Дорога жизни и развития

0
В топку машинного отделения тепловоза бросали дрова или уголь люди, которых изначально...

Локомотив отрасли

28
Железная дорога – это жизненно важная артерия, надежное средство перемещения больших масс...

История Махачкалы началась с железной дороги

291
Важность и роль железной дороги в развитии...

Дорога – судьба моя

82
В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Управлять составом...

Какие они – дагестанские электрички?

476
Пожалуй, в Махачкале наберется не так много людей,...

От Армавира до Араблинки

116
В эпоху современных технологий многое стало восприниматься не так, как раньше. С тех пор, как...

Следующая станция – музей

226
«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький,...

Статьи из «Общество»

Компас ведет в Дагестан

93
Поэт Расул Гамзатов писал: «Мне кажется, что Дагестан – это гостеприимно разостланный ковер,...

Его жизненный путь – пример для молодёжи

13
Бывают люди, чьи судьбы становятся неотъемлемой...

Эстетика и право на безопасность

6
Представьте себе: вы стоите на остановке и ждете...

Для удобства и качества обслуживания

7
В условиях установившейся дождливой погоды, обильных...

Экологическая реабилитация, или Дело – труба?

87
Не хотелось бы, чтобы на вопрос о том, что...

Бульба – символ дружбы

53
В мае этого года мы встречали в аэропорту рейс из Беларуси, на котором наш земляк Хизри...

Образование без границ

17
Обыденной реальностью для всех нас становится повсеместное внедрение в нашу повседневную жизнь информационных технологий, искусственного интеллекта и других...

История как открытие будущего

10
Ныне фундаментальные исследования в исторической науке редкость. Ученый-автор уже не тот, да и темы фолиантов теряют свою актуальность. Не потому, что они не...

Вся жизнь в науке

13
Несмотря на свои 90 лет, известный дагестанский селекционер, доктор сельскохозяйственных наук Рустам Хизриевич Беков (на снимке) продолжает активно развивать...