Батлаич
Село Хунзахского района Дагестана, расположено оно на северо-востоке Хунзахского плато, находящегося на высоте 1700 метров над уровнем моря. Батлаич имеет древнейшую историю, но село в нынешнем его расположении возникло намного позже.
Старожилы рассказывают, что на том месте, где сейчас расположен Батлаич, был маленький домик и рядом стоял прикрепленный к нему столб. По этому столбу, говорят, ориентировались путники, когда возвращались из походов и набегов. Еще говорят, что на краю скалы, откуда началось село, было место, где разжигали огонь с целью извещения об опасности нападения врага или о смене времен года.
Как бы то ни было, и сочная трава на пастбищах вокруг села, и загоны в местечке Бакда указывают, что батлаичинцы всегда занимались животноводством, а многочисленные террасы, окружающие село, к сожалению, не востребованные сегодня, являются свидетелями трудолюбия батлаичинцев и их занятия земледелием. Овцы здесь быстро прибавляли в весе, существовала даже пословица о том, что батлаичинское мясо без костей. Этой традиции сельчане остались верны и по сей день.
Батлаичинцы участвовали в сражениях Кавказской войны. В многотомнике «История Апшеронского полка» написано: «Опасаясь за участь посланного отряда, который оказался окруженным превосходящими силами горцев, Клюгенау отправил к Батлаичу подполковника Пассека с батальоном егерей. Пассеку удалось соединиться с Познанским, и после кратковременной канонады по аулу он стал отступать к Хунзаху. Хаджи-Мурат бросился преследовать наши
войска».
Известны имена аульчан, которые участвовали в Кавказской войне. Это муфтий аварского округа Шахша-кади, погибший в сражении за Гергебиль. Участник той же войны Хатилав вынес с поля боя раненого муфтия, на его спине тот и умер. Известны и мюриды Шамиля, сражавшиеся в отряде Хаджи-Мурата, Умарилав и Усманил Мухаммад.
Очень высок был и интеллектуальный потенциал батлаичинцев: они всегда стремились к знаниям. Сельские аксакалы сохранили в памяти имена 56 учёных, знатных алимов-арабистов. Среди них учёные-алимы: вышеупомянутый Шахша-кади, Джамалуддин Кадичу, который в течение 25 лет был имамом села, Тажудин (Чанка), в совершенстве знавший исламские науки, арабский язык и сочинявший стихи как на аварском, так и на арабском языках, а также других.