Бесперебойная связь
Железнодорожный транспорт в современной транспортной системе является одним из самых безопасных видов перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, он выполняет ключевую роль в обеспечении потребностей населения и перемещении продуктов хозяйственной деятельности предприятий. В канун Дня железнодорожника мы решили рассказать читателю о деятельности одного из его предприятий – Махачкалинского регионального центра связи, образованного в августе 2006 года.
Но для начала немного окунёмся в историю строительства железнодорожной магистрали в Дагестане, которую подробно описывает в своем труде кандидат исторических наук Наида Дибирова.
«В Петровске (Махачкале) строительство порта и железной дороги шло практически одновременно. Сооружение Петровской гавани началось в 1861 году. И для возведения насыпей необходимо было транспортировать из карьера Петровской горки к морю огромные каменные глыбы весом до 15 тонн, осуществлять их погрузку-разгрузку. Для этих целей из карьера на Анджи-Арке до гавани была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 4 километра.
В 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с тогдашней столицей Дагестана – Темир-Хан-Шурой. Большую роль в строительстве этого участка пути сыграл Даидбек Даидбеков: имея высшее техническое образование, одной из основных целей своей жизни он считал строительство железной дороги в Дагестане. Впоследствии в пределах Дагестанской области было сооружено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания. Железнодорожная магистраль, протянувшаяся вдоль всей Прикаспийской низменности, оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие Дагестана и вовлечение его в общероссийский торговый оборот», – пишет историк.
Деятельность железнодорожного транспорта во многом зависит от чёткой и бесперебойной работы устройств связи, с помощью которых осуществляются оперативное руководство и контроль всего перевозочного процесса. Эти функции в нашем регионе возложены на Махачкалинский региональный центр связи. Кроме того, в перечень его основных задач входит обеспечение услугами технологической связи всех структурных подразделений ОАО «РЖД», находящихся в границах Махачкалинского региона, для организации перевозочного процесса, управления структурными подразделениями, финансовыми ресурсами и персоналом с приоритетом обеспечения безопасности движения поездов.
На протяжении вот уже 14 лет Махачкалинский региональный центр связи возглавляет Валид Мехтиев, удостоенный в сентябре 2018 года за добросовестный труд высшей награды ОАО «Российские железные дороги» – знаком «Почетный железнодорожник». В перечень заслуг Валида Эхтималовича можно внести и тот факт, что за годы существования центра его сотрудниками не было допущено ни одного случая нарушения стабильной работы устройств связи, что могло бы повлечь за собой крушение и аварии поездов.
Стоит также отметить, что в рамках работы по улучшению обеспечения безопасности движения и эксплуатации устройств электросвязи предприятие одним из первых в Махачкалинском регионе получило сертификат о соответствии корпоративным требованиям ОАО «Российские железные дороги», регламентирующим деятельность в области безопасности железнодорожного движения.
Накануне своего профессионального праздника Валид Эхтималович в беседе с корреспондентом «ДП» рассказал о деятельности возглавляемого им регионального центра связи (РЦС).
– В настоящее время Махачкалинский РЦС полностью перешел на оптико-волоконную связь. Это говорит о том, что в своей работе мы применяем самые новейшие технологии.
– Повлияла ли эпидемия новой коронавирусной инфекции на работу центра связи?
– Наше предприятие вовремя приняло все необходимые меры безопасности и соблюдало все рекомендации по профилактике. Из Ростова для Махачкалинского отделения были выделены маски, дезинфицирующие средства и все остальные средства индивидуальной защиты. Благодаря вовремя предпринятым мерам у нас не было зарегистрировано ни одного случая заболевания.
– Валид Эхтималович, наверняка в обязанности центра связи входит и оповещение профильных структур о происшествиях на железной дороге.
– Да, это одно из направлений нашей работы. В случае происшествия мы оперативно выезжаем на место и в течение 40 минут обеспечиваем проводную связь с местом работ. Кроме того, обеспечиваем видеосвязь с выходом на Ростов, Москву и наш интернет-портал, после чего съемка ведется практически постоянно. Необходимо отметить и то, что мы транслируем для руководства и съемку проводимых ремонтно-восстановительных работ.
— Не отразились ли последствия пандемии на работе железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском регионе?
– К сожалению, из-за пандемии было временно приостановлено железнодорожное движение по маршруту Баку – Ростов. Вместе с тем продолжают свою работу наши поезда «Махачкала – Санкт-Петербург» и «Махачкала – Москва», они перевозят большое количество пассажиров как в одну, так и в другую сторону.
Не стоит забывать и о том, что свою деятельность по перевозке пассажиров осуществляют пригородные электрички: «Махачкала – Дербент», «Дербент – Самур (граница)», «Махачкала – Хасавюрт». И они пользуются немалым спросом у населения, так как на электричке можно, к примеру, перевезти различную сельскохозяйственную
продукцию.
– Совсем скоро вы отметите День железнодорожника. Каковы традиции его празднования?
– До пандемии коронавируса День железнодорожника мы отмечали коллективными выездами на природу либо собирались в кафе и ресторанах. В этом же году, учитывая неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, отметим наш профессиональный праздник в более узком кругу.