Буриданов осёл и Валаамова ослица
Ишачья тема требует уточнения. Человечество разделилось на два бескомпромиссных лагеря: одни считают, что это парнокопытное животное (eguus asinvs-латинск.) не следует называть ишаком, другие возражают – осел звучит вульгарнее, чем даже ишак.
При этом сторонники термина «осёл» ссылаются на классику: Буриданов осёл и Валаамова ослица. Я, будучи однажды в детстве низвергнутым со спины нашим Къощоком, трудягой с аристократическими манерами, прислушался: Буриданов ишак… Валаамова ишачка…
Гм-м-м … Честное слово, даже не знаю, что лучше звучит!
Ну хорошо. Займемся этимологией нашего колоритного меньшего брата, и это будет еще одной услугой asinus, длинноухого трудоголика, перед человечеством, спроецированной на психологию homo sapiens, человека прямоходящего, но без помощи копыт. Обратимся к энциклопедии, хранящейся в шифоньере в подвале у Пантелеича.
— С ослами (ишаками) связаны две притчи: одна — библейская, вторая — философская: «Валаамова ослица» и «Буриданов осел», — начал свой просветительский экскурс Президент Всемирной Лиги сантехников: — В Библии, в Книге чисел, рассказывается, как прорицатель Валаам ехал на ослице к царю моавитян с совершенно определенной целью: проклясть израильтян. Трижды ангел с обнаженным мечом, посланный Богом, преграждал ему путь. Но Валаам ничего не замечал. Ослица же отлично все это видела. И наконец, возмущенная слепотой своего хозяина, заговорила. Валаам был так поражен этим чудом, что, прибыв к царю Моава, не проклял, а благословил израильтян.
Выражение «Валаамова ослица», вошедшее в обиход русской речи, имеет два противоположных значения. Прежде так говорили о молчаливом, недалекого ума человеке, который, вдруг заговорив, произносил нечто совсем неглупое, чего никто от него не ожидал. Однако в последнее время валаамовой ослицей называют человека такого же типа, неожиданно заговорившего, но изрекшего нечто несуразное.
Буридан, французский философ XIX века, помимо прочих дел, занимался проблемой свободной воли, которую считал неразрешимой. В доказательство своей правоты привел, как приписывает ему молва, такой пример: если существует свобода воли и абсолютная возможность логического выбора, то осел, помещенный между двумя совершенно одинаковыми охапками сена, не сможет выбрать ни одну из них, так как они равноценны и потому невозможно сделать логически обоснованного выбора. Бедный осел, поставленный в упомянутое положение, обречен на голодную смерть.
В переносном смысле буридановым ослом называют нерешительного человека, не способного сделать окончательный выбор в предоставленной ему судьбой альтернативе, – закончил свой экскурс в библейский фольклор Пантелеич.
Затем положил энциклопедию обратно в шифоньер и задумчиво посмотрел на Долдона Первого Крутого. Потом перевел взгляд на пресс-секретаря нашего симпозиума Дженнифер Псаки. Процесс самоидентификации пошел…