X
09:21 22.05.2018

«Бузнаса нух» – дорога предков

Нурмагомед Асхабов, заслуженный рационализатор РД
Выпуск - 2018 № 137
1256

В «Дагестанской правде» от 24.09.2014 г. опубликован материал «Дорога «Бузнаса нух». Сегодня мы возвращаемся к этой теме, и читатель поймет почему. Но обо всем по порядку.

Инициативная группа, куда вошли авторы этих строк, а также наши земляки Газимагомед Хайбулаев и Магомед Гаджиев ещё Начиная с 1985 года неоднократно выступали в СМИ по проблемам и перспективам строительства так называемой «Дороги жизни» по маршруту Гимры – Чирката. Строительство этого отрезка дороги велось до 2006 года. Можно себе представить радость жителей Нагорного Дагестана, шести районов, после завершения и официальной сдачи в эксплуатацию этой жизненно важной артерии! В результате, не считая экономии времени в пути, горюче-смазочных материалов и стоимости проезда, дорога сократилась более чем на 100 км.

Как тут не вспомнить, что нашими предками в тяжелейших условиях через отвесные скалы и вдоль реки Сулак по каньону была пробита дорога, которая служила единственным и самым кратчайшим путём связи высокогорного Дагестана с предгорьем и низменной частью республики.

По рассказам аксакалов, на некоторых участках этой дороги при проезде арбы одного быка заменяли людьми, поскольку не хватало ширины дороги, чтобы по ней прошли одновременно два быка. Дорога «Бузнаса нух» была самой короткой, бесперевальной и всепогодной. Проходила она вдоль правого берега Андийского Койсу до слияния с Аварским и далее по правому берегу реки Сулак через окрестности селений Каранай, Ишкарты до Темир-Хан – Шуры (ныне Буйнакск).

Однако со временем об этой дороге забыли, она пришла в негодность. А ведь «Бузнаса нух» сокращает путь на 26 километров, не говоря уже об экономии денежных средств. К тому же мы знаем, какой крутой спуск нужно преодолеть с северной стороны Гимринского туннеля до самого села Гимры, где довольно часто случаются ДТП. Все грузовые автомобили спускаются здесь на первой скорости, из-за чего нередко горят тормозные калодки. Особенно опасно зимой, в гололёд. И еще через туннель не разрешено проезжать большегрузам, поскольку не позволяют габариты, а также бензовозам. А когда туннель закрывают, и вовсе приходится добираться в обход через Леваши, что удлиняет дорогу более чем на 100 км.

Поэтому в 2014 году за счёт добровольных пожертвований жителей горных районов начали строить «Бузнаса нух» протяжённостью 30 км и шириной 12 м. Строительство идет под руководством Магомед-Камиля Дибирова, который в свое время руководил ответственным и трудным участком при прокладке дороги Гимры — Чирката.

Бузнинский участок очень сложный, ведется в двух направлениях: севернее – от селения Чиркей и южнее – в сторону слияния двух рек.

Недавно мы прошли по старой дороге пешком и восхищались работой предков: они пробили через огромную сплошную скалу протяжённостью 5 км без какой бы то ни было техники, кувалдами и ломами дорогу шириной два метра! Строительство велось в тяжелейших условиях, горцы работали, перевязавшись страховочными веревками. На наш взгляд, историкам Дагестана надо бы поинтересоваться этой уникальной дорогой, пока строители ещё не начали буро-взрывные работы, и на память потомкам поместить фотофакты в музей истории Дагестана как исторический подвиг наших предков в XVIII–ХIX вв.

А тем временем на этом участке сделано уже немало, и по сей день ведется активная работа. Чтобы вывести строительную технику на исходные участки Сулакского каньона, пришлось пробить новую дорогу длиной более 8 км. Строительство, как было отмечено, ведется на народные деньги, которые волонтеры собирают в аульских мечетях.

К сожалению, средств, собранных на благотворительной основе, недостаточно для завершения столь масштабных мероприятий. Особенно в южном направлении, где находится проблемный участок пятой категории сложности протяжённостью 4 км (в районе Бузнинской скалы).

Мы очень надеемся, что наши состоятельные земляки-дагестанцы не останутся в стороне и не пожалеют денег на «Бузнаса нух», чтобы завершить дорогу хотя бы в гравийном варианте к концу этого года. В случае возникновения вопросов можно связаться с руководителем стройки Магомед-Камилем Дибировым (тел.: 89887782118, 89285952976).

Надеемся также, что на строительство этой дороги обратят внимание и республиканские власти, поскольку без улучшения инфраструктуры данного региона не может идти речь об экономическом развитии горного Дагестана. В Ботлихе и Хунзахе базируются, как известно, воинские части Вооружённых Сил России, а в Цумадинском и Цунтинском районах – пограничные заставы. А с реконструкцией дороги путь до них значительно сократится.

Похожие

Индикатор качества жизни

20
Недаром дороги называют артериями жизни, кровеносными сосудами экономики. Наличие хороших и...

Прокладываются дороги жизни

22
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Прокладываются дороги жизни

26
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Новые дороги в новую жизнь

21
Много лет назад мне понадобилось из Кубачи поехать в Акуша. Хотя расстояние между этими...

Дороги жизни

25
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Тогда были тропы

21
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной...

Ширятся артерии жизни

9
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...

Дороги в будущее

179
Для гостей Дагестана, предпочитающих автомобильные путешествия, знакомство с нашей...

Дороги – показатель качества жизни

27
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Статьи из «Общество»

Все богатства Сарыкума

3
Одно из крупнейших событий в области охраны окружающей среды – Всероссийский фестиваль...

На весах совести

4
Мы отказались от строительства коммунизма, но по-прежнему хотим построить рай, быстрый и хаотичный. А всё потому, что дагестанцы – народ стремящийся. К благам этого...

Антикоррупция: на плакатах, но не в сердцах

55
Бороться против коррупции дагестанцы любят. Борьба – национальный вид спорта, однако не всегда есть понимание,...

Зона повышенной опасности

10
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Гордимся героями Отечества

15
Дагестанские военнослужащие своими подвигами в зоне специальной военной операции покрыли себя неувядаемой славой. Среди выходцев из нашей республики 13 Героев...

Англицизмы: необходимость или дань моде?

29
Прогуливаясь по улице Ярагского в Махачкале или...

Все решается в правовом поле

6
Люди обращаются в суды для решения проблем в рамках закона. Они начинают доверять судебной системе.

Строки из жизни

34
В этом году народы нашей страны отмечают 80-летие Победы над фашистской Германией и...

Мотоцикл – это не для каждого

14
Колесо – одно из главных изобретений человечества! Но двухколесная техника, как ни странно,...