День в календаре. 14 июля
С четырёхтактным двигателем
14 июля 1896 г. на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль.
В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением). В 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства – немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они решили построить подобную машину.
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а в июле модель была выставлена на выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Машина представляла собой четырёхтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.
Итог Азовских походов
14 июля 1700 г. был подписан Константинопольский мирный договор, ставший итогом Азовских походов Петра I.
В 1696 году в ходе Русско-турецкой войны русская армия во главе с молодым царем Петром после продолжительной осады взяла штурмом турецкую крепость Азов в низовьях Дона, обретя долгожданный выход в Азовское море. Победа под Азовом дала возможность начать строительство русского флота на верфях Воронежа, а саму бывшую турецкую крепость превратить в первую военно-морскую базу России. Окрыленный победой, Петр во время поездки по Европе в 1697–1698 годах пытался найти союзников для продолжения борьбы. Молодой царь понимал, что обретение выхода к Азовскому морю не приносило России свободы мореплавания: Черное море и Босфор – Дарданеллы оставались в руках Турции, лишая русский флот выхода в мировой океан и к торговым путям в европейские страны. Теперь всё внимание Петра переключилось на Балтику – «вотчину» шведов. Прежде чем перейти к активным действиям в Прибалтике, царю надо было обрести спокойный тыл на юге, заключив мир с Турцией.
И в июле 1700 года в Константинополе Емельян Украинцев и великий визирь турецкого султана Николай Маврокордато обменялись текстами трактата о перемирии между Россией и Оттоманской Портой. Перемирие было заключено на тридцать лет, что обеспечивало России свободу действия на Балтике. Также по договору к России отходил Азов с прилегающими землями и крепостями Таганрогом, Павловском и Миусом. Турецкие крепости в Приднепровье ликвидировались. Уже в конце лета по указу царя начались приготовления к войне со Швецией – целью первого удара была выбрана крепость Нарва, под стенами которой началась Северная война (1700-1721). Подписанный в Константинополе мир с Турцией обеспечил начало нового этапа в истории России.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов