Дроны на службе ГИБДД
На дорогах Дагестана появились совершенно новые системы фото- и видеонаблюдения и фиксации фактов нарушения правил дорожного движения. По информации Управления ГИБДД МВД Дагестана, работают сразу несколько современных систем.
Например, уже действует передвижной аппаратно-программный комплекс видеофиксации правил дорожного движения «Стрелка – М», который, наряду с фиксацией превышения скоростного режима, выезда на полосу встречного движения, езды по обочине, также выявляет утилизированные и подложные государственные автономера, находящиеся в розыске, выявляет езду без ремней безопасности. В скором времени должны появиться и системы, фиксирующие отсутствие у водителей полиса ОСАГО.
Готовится к внедрению и совершенно новый вид наблюдения и контроля. Это беспилотные летательные аппараты-дроны (БПЛА), позволяющие с большой высоты в небе фиксировать нарушения на большом расстоянии. Технические возможности дронов позволяют контролировать участок дороги протяженностью до 5 км в обоих направлениях от управляющего устройством наряда ДПС. Если в поле зрения камеры попадает момент нарушения ПДД, дрон производит «автозахват» цели. Программное обеспечение беспилотников позволяет зафиксировать марку, модель и регистрационный знак автомобиля, а после этого сопровождать машину нарушителя в автоматическом режиме до момента ее остановки сотрудниками полиции. Видеозапись правонарушения и движения автомобиля до момента остановки сохраняется на жестком диске автоматизированного рабочего места оператора беспилотников. Эта информация и будет служить доказательством нарушения.
Использовать дроны в качестве комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, оформляющих штрафы в автоматическом режиме, нельзя, поскольку они не являются сертифицированными приборами, объясняет автоюрист. По его словам, беспилотные летательные аппараты могут только помогать в выявлении нарушения правил, а вот сделанные ими фотоснимки или видеоролики уже являются доказательством правонарушения. Протокол в таком случае должен составлять сам инспектор ДПС. В нём он должен указать, что нарушение было зафиксировано при помощи беспилотника с указанием его номера. Фотографии или видеозапись прикладываются к административному делу в качестве доказательства.
Чаще всего летательные аппараты помогают засекать такие нарушения, как выезд на встречную полосу под запрещающие знаки, выезд за разметку и на обочину, превышение скорости, езда без ремня безопасности и другое. Напомним, что, например, за выезд на полосу для встречного движения, согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП, предусмотрено лишение права управления сроком до 6 месяцев или штраф в размере 5 тыс. рублей. Повторное совершение такого правонарушения при оформлении материалов инспектором влечет лишение права управления транспортными средствами на год. А штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей.
Работа дронов позволяет отслеживать дорожную обстановку, чтобы вовремя реагировать на опасности и даже предотвращать их возникновение. Главное, проинформировать водителей о новом виде фиксации. Знание о таком дополнительном контроле, по мнению сотрудников ГИБДД, сделает водителей более внимательными и аккуратными. Водители, увидев в воздухе вертолет или БПЛА, сразу становятся дисциплинированными.
Любые способы выявления нарушителей можно только приветствовать, если они не нарушают закон, полагает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он считает такой способ патрулирования «хорошей мерой профилактики нарушений ПДД и предотвращения потенциальных аварий». Даже если никакого дрона нет, но водители предупреждены, что за ними может производиться наблюдение с воздуха, многие многократно подумают, прежде чем совершать необдуманный и рискованный маневр, считает он.
По материалам из открытых источников