Два колеса для путешествий
Внедорожные байки – это целый класс, долго формировавшийся, обладающий своими особенностями, завоевавший многих поклонников. И сегодня мы взглянем на один из ярчайших его видов – турэндуро. Мотоциклы этого вида сочетают в себе проходимость по бездорожью разной степени сложности, хорошую скорость и комфорт в дальних путешествиях. На них можно отправиться в любые отдаленные уголки мира, не тронутые цивилизацией, и благополучно вернуться.
Впрочем понятие «мотоцикл для путешествий» можно с успехом применить к нескольким видам мотоциклов. Но, в отличие от турэндуро, их можно использовать только на дорогах хорошего качества. Мотоциклы для асфальта и дорог общего пользования почти никогда не трогают колесами бездорожье, и это сужает выбор маршрута. Конструкция мотоциклов турэндуро – это компромисс между тремя основными требованиями: надежностью, проходимостью и комфортом. Это мотоциклы для туризма по дорогам с любым покрытием или без него, а также с возможностью съезда с дороги в легкое бездорожье. Мотоцикла, одинаково превосходного во всех трех категориях, не существует. Это объективно невозможно. Модели, пытающиеся сочетать «всего понемножку», тоже встречаются. Но их «универсальность» можно сравнить с всесезонной резиной. Турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. И тут вспоминается фраза: универсальная вещь одинаково плоха для всего.
Выбирая мотоцикл турэндуро для дальних путешествий, приходится учитывать не только бюджет и предпочтения – некоторые модели противопоказаны новичкам, а некоторые – райдерам небольшого роста. Большинство мотопроизводителей выпускают каждую модель с разным объемом двигателя: от 250 до свыше 1000 кубических сантиметров. Малокубатурники являются менее дорогими. Они обычно оснащаются менее энергоемкой, менее надежной подвеской, в их конструкции отсутствуют важные продвинутые электронные вспомогательные системы. Это мотоциклы для новичка, покупаемые чтобы «поиграться» год-два и пересесть на более серьезные аппараты.
Средний класс уже снабжен достаточно мощным двигателем и более надежной подвеской. Варианты «более литра» демонстрируют наибольший ресурс, мощность, самые топовые характеристики, самую полную комплектацию, максимальный комфорт. Относительные минусы – большой собственный вес и существенная стоимость. Они имеют довольно большой дорожный просвет, немаленькую высоту по седлу, прямую комфортную посадку, большой запас хода на одной заправке. Они надежны, ведь в путешествии может случиться всё, что угодно, и запас прочности – вещь необходимая.
Покупают такие мотоциклы люди спокойные и уравновешенные, как правило, с немалым опытом вождения. Ездят на них тоже небыстро – просто наслаждаясь процессом или видами вокруг. Наоборот, они провоцируют на то, чтобы провести весь день в седле, глядя, как мимо пролетают леса, поля, города и деревни, километры, сотни километров дорог с различным покрытием или без такового.
Эти мотоциклы специфично выглядят благодаря огромным алюминиевым кофрам, большим топливным бакам. Особый колорит картине придают наклейки разных государств на «ящиках» и общий облик, словно он только что вернулся из Монголии, посетив между делом Австралию и Аргентину. Это одна из самых универсальных, функциональных и романтичных разновидностей двухколесной техники. Туристические эндуро в самых серьезных и подготовленных версиях можно сравнить с экспедиционными внедорожниками – загрузил кофры, забрался в седло и едешь, куда глаза глядят.
В среде райдеров ходит шутка о том, что все когда-нибудь будут ездить на эндуро. Видимо, потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.