Европейский суд по правам человека

Для разъяснения гражданам их прав и свобод, форм и методов защиты мы продолжаем публикацию практических советов, призванных помочь в конкретных жизненных ситуациях. Если заявитель полагает, что он лично и непосредственно является жертвой нарушения одного или более основных прав со стороны какого-либо из государств, то он может обратиться за защитой в Европейский суд по правам человека.
Европейский суд по правам человека (в дальнейшем суд) является международной организацией, которая при определенных обстоятельствах может принимать к рассмотрению жалобы лиц, полагающих, что их права, гарантированные Европейской Конвенцией по правам человека, были нарушены.
Указанная Конвенция представляет собой международный договор, в силу которого большинство государств Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основных прав. Охраняемые права изложены непосредственно в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах к ней, ратифицированных только некоторыми из европейских государств (в дальнейшем — государства). Суд вправе рассматривать только жалобы на нарушения одного или нескольких прав, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней.
Суд не является вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным инстанциям и не имеет полномочий отменять либо изменять их решения.
Суд не может от имени заявителя напрямую вмешиваться в деятельность властного органа, на действия которого подана жалоба.
Жалобы, которые суд вправе рассматривать, должны быть направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию или соответствующие Протоколы, а также относящиеся к событиям, имевшим место после даты ратификации. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколы к ней №1 от 20.03.1952 г., №4 от 16.09.1963 г., №7 от 22.11.1984г., №9 от 06.11.1990г., №10 от 25.03.1992 г., №11 от 11.05.1994 г. в соответствии с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30.03.1998 г. №54-ФЗ.
Предметом жалоб, направляемых в суд, должны быть события, за которые несет ответственность публичная власть (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и прочие) одного из государств.
Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организаций. Предметом жалоб, направляемых в суд, должны служить события, за которые несет ответственность публичная власть в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти или органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 35-1 Конвенции, суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения.
Суд не принимает к рассмотрению жалобы, не удовлетворяющие данным требованиям приемлемости.
По этой причине является крайне важным то обстоятельство, что перед обращением в суд заявителем должны быть задействованы все судебные инстанции соответствующего государства, с помощью которых представлялось возможным устранить нарушение прав. В противном случае заявителю придется доказать, что такие средства защиты были бы неэффективными.
Это означает, что заявителю надлежит сначала обратиться в национальные суды, вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело.
При этом необходимо заявить национальным судебным органам, хотя бы по существу, те жалобы, которые заявитель в дальнейшем намеревается направить в суд. В этой связи следует особо отметить, что юриспруденцией суда не рассматривается в качестве эффективного средства правовой защиты процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора, предусмотренная российским законодательством, то есть шестимесячный срок исчисляется с момента принятия решения судом кассационной инстанции и вступления судебного постановления в законную силу.
При обращении за защитой на внутригосударственном уровне заявителем должны быть соблюдены национальные процедурные правила, включая сроки исковой давности и сроки обжалования судебных постановлений, не вступивших в законную силу.
Так, например, если кассационная жалоба отвергается по причине пропуска срока на обжалование, по причине несоблюдения правил подведомственности или подсудности, а также ввиду нарушения соответствующих процедур, суд не сможет принять дело к рассмотрению.
Вместе с тем, если объектом жалобы является какое-либо судебное решение, например, приговор, необязательно предпринимать попытки возбудить процедуру пересмотра дела после прохождения обычной судебной процедуры обжалования.
Равным образом от заявителя не требуется обращение к внесудебным процедурам, таким как направление прошений о помиловании или амнистии.
Петиции (обращения к Парламенту, Главе государства или Правительства, министру или Уполномоченному по правам человека) не входят в перечень эффективных средств правовой защиты, к которым должны прибегать заявители.
Для обращения в суд заявитель располагает периодом в шесть месяцев с момента вынесения решения высшим компетентным органом государственной власти или судом. Шестимесячный срок отсчитывается с момента получения заявителем или его адвокатом окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования, а не с момента последующих отказов по делу, либо отказа в помиловании, отказа в применении акта амнистии и иных действий внесудебного характера.
Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в суд первого письменного обращения, ясно обозначающего, хотя бы даже в краткой форме, предмет жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы.
Обычного письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока. Официальными языками суда являются английский и французский, но по предпочтению заявителя он может обращаться в секретариат суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию, то есть на русском языке.
Суд не принимает жалобы по телефону или по электронной почте, за исключением случаев, когда такие жалобы дублируются обычной почтой.
Также нет никакой необходимости в личном посещении заявителем суда для устного изложения обстоятельств дела.
При получении первого письма или формуляра жалобы секретариат суда направляет заявителю ответ о заведении на имя заявителя предварительного досье (номер которого надлежит указывать во всей последующей корреспонденции).
Секретариат суда может запросить у заявителя дополнительную информацию, необходимые документы и разъяснения по жалобе. Секретариат суда не может предоставлять заявителю информацию о законодательстве государства, на действия которого подана жалоба, а также консультировать заявителя относительно применения и толкования национального права.
В интересах заявителя проявлять внимательное отношение к переписке с секретариатом суда. Любая задержка с ответом или отсутствие ответа могут быть истолкованы как незаинтересованность заявителя в продолжении разбирательства по жалобе.
Заполненный формуляр жалобы подлежит возврату в секретариат суда в установленный срок.
Если в течение года от заявителя не будет получен ответ на письма секретариата суда, его досье подлежит уничтожению.
В случае, если заявитель полагает, что его жалоба действительно касается нарушения прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней, и что она отвечает выше изложенным условиям, ему следует аккуратно и разборчиво заполнить формуляр жалобы.
Заполненный формуляр подлежит возврату в секретариат суда не позднее восьми недель.
Если заявитель желает обратиться в суд через адвоката или иного представителя, к формуляру жалобы необходимо приложить доверенность, дающую право представителю представлять интересы заявителя в суде.
Представитель юридического лица (компании, ассоциации и прочего) или группы физических лиц должен подтвердить полномочия, дающие право представлять интересы заявителя. На стадии подготовки и направления первичной жалобы представитель заявителя (если таковой имеется) необязательно должен быть юристом. Но на более поздних стадиях разбирательства, представитель заявителя должен, по общему правилу, являться адвокатом, полномочным вести дела в одном из государств, ратифицировавших Конвенцию.
Адвокат должен владеть одним из официальных языков суда (английский или французский).
Суд не предоставляет юридическую помощь в составлении первичной жалобы.
На более поздней стадии разбирательства (после принятия судом решения об информировании правительства соответствующего государства о жалобе и запроса письменных объяснений) заявитель может претендовать на получение бесплатной юридической помощи при условии, что он сам не в состоянии оплатить услуги юриста, а также если предоставление такой помощи будет сочтено судом необходимым для надлежащего рассмотрения дела.
При наличии явных препятствий для признания жалобы приемлемой либо по причине несоблюдения условий приемлемости, изложенных в Статье 35 1-3 Конвенции, либо в силу юриспруденции, относящейся к толкованию Конвенции применительно к схожим жалобам, секретариат суда делает заявителю соответствующее уведомление, после чего заявитель вправе не настаивать на рассмотрении жалобы.
Если заявитель предпочтет настоять на рассмотрении жалобы судом, и формальные требования Правил 45 и 47 Регламента суда соблюдены, дело будет формально зарегистрировано для рассмотрения.
При этом секретариат сообщает заявителю постоянный регистрационный номер жалобы, который является номером в списке дел, назначенных на рассмотрение судом. Рассмотрение дела осуществляется судом бесплатно. Секретариат суда информирует заявителя о продвижении дела. Ввиду того, что на начальном этапе судопроизводство осуществляется в письменной форме, личное присутствие заявителя в суде не требуется.
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма

Особый склад характера
