Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:55 | 27 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Философия для аспирантов

A- A+

Согласно решению Правительства РФ и коллегии ВАК, начиная с 2005 г. для всех аспирантов (независимо от их конкретной специальности) в качестве обязательного требования введено изучение курса «История и философия науки».

Он включает три основных компонента: первым, главным (и по смыслу, и по объему) является тот, который может быть назван «Философия науки». Её содержанием является рассмотрение общих философских вопросов науки как целого: понятия науки, критериев научности, структуры научного знания, его уровней, типов, видов, функционирования науки как особого социального института, ценностных и правовых механизмов регуляции научной деятельности, взаимодействия науки и общества и т.п.

Вторым компонентом содержания курса является история науки. Это может быть общая история науки, дающая представление о генезисе и основных исторических этапах развития науки как целого. Знакомство аспирантов с историей науки может быть ограничено и сведено к просто более подробному изложению профильной для вуза конкретной науки.

Третьей необходимой частью данной дисциплины является изучение аспирантами философских проблем одной из конкретных наук, близкой им по избранному профилю (философских проблем медицины, физики, химии, права и т.д.). Разумеется, необходимо обеспечить стыковку всех трех частей в едином курсе. Из названия новой дисциплины видно, что её системообразующей основой является категория «Философия».

Известно, что с тех пор, как появилось разумное познание человеком окружающей среды и себя в ней, с тех пор и существует философская мысль. Разум и философия неразделимы, но специфика философского разума — в его критическом, социально-оценочном характере. Иначе говоря, философия не только рационально осмысливает накопленные человечеством знания, но и оценивает их с социально-нравственной точки зрения.

В своё время выдающийся немецкий мыслитель Гегель определил философию как «эпоху, схваченную в мысли». Современная эпоха характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни. Тем не менее, философия остается уникальной формой общественного сознания, которая позволяет интегрировать и консолидировать опытные и теоретические знания о природе, обществе, человеке. Она занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельности, вопросами о Боге, смерти и бессмертии и т.д. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, причем и за пределами учебных занятий. В данном случае речь идет о том облике философии, который необходим для профессиональных ученых разных направлений — философии науки.

Любой специалист, исследователь не может обойтись без рефлексии, размышлений над смыслом своих научных занятий, без попытки осознать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь.

Различным аспектам данной научной дисциплины посвящена книга профессора М. Абдуллаева «Философия науки. Курс лекций для аспирантов». Махачкала, 2011 г. Автор не нуждается в представлении — его имя хорошо известно научной общественности, в т.ч. далеко за пределами республики. Основной конек Магомеда Абдуллаевича — исследование, реконструкция общественно-политической и философской мысли народов Дагестана. Кроме того, в сферу его научных интересов входят проблемы межнациональных, конфессиональных отношений. Он — автор не только солидных академических исследований, но и систематически выступает со статьями по актуальным вопросам общественно-политической жизни страны и республики. Вот уже на протяжении почти 60 лет в нем плодотворно уживаются академический ученый и педагог с огромным опытом, который материализовался в ряде учебников и учебных пособий, утвержденных Федеральным УМО. Настоящее издание представляет собой курс лекций по философии науки для аспирантов различных специальностей.

Автор в предисловии подчеркивает сложность данного курса не только для аспирантов, но и для самих преподавателей, поскольку «даже самый талантливый ученый не может быть специалистом всех наук, охватываемых «историей и философией науки». Действительно, это весьма сложно, по сути не реально, хотя в условиях все углубляющейся специализации знания необходимость в этом отпадает. Вместе с тем, одна из задач философии науки заключается в вычленении некоего инварианта, определения предельных оснований во всем многообразии знания. Сама наука, как социокультурный феномен характеризуется противоречивостью, многогранностью и находится в постоянной динамике.

Выделяя критерии научности и основные формы бытия науки, М.Абдуллаев подчеркивает, что содержание понятия «науки» будет неполным без его социокультурной составляющей. Поскольку, как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Весьма интересным и неоднозначным является вопрос о роли науки в современном обществе. В пособии проводится мысль, что современная наука пронизывает все сферы общественной жизни и перестает быть изолированным социальным институтом. Акцентируется внимание читателя на том, что она ориентирована не только на практику и технику, а, прежде всего, на самого человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей, культуры мышления.

В философии науки одной из центральных является проблема роста, развития (динамики) знаний. В пособии даются характеристики глобальных революций в науке как радикальных изменений в основаниях науки. Современный этап развития науки коррелируется с идеями синергетики, коэволюции, глобального эволюционизма, а комплексные научные исследования обуславливают сращивание в единой системе теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний.

Несомненный интерес представляет раздел «Философская антропология», где дан комплексный анализ проблем человека в различных ипостасях как по вертикали: представление о человеке в истории науки и философии, так по горизонтали: взаимосвязь биологического и социального; сознательного и бессознательного; реального и виртуального в человеке.

Автор подчеркивает, что становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) — две взаимосвязанные стороны единого по своей природе процесса — антропоциогенеза, длившегося 3-3,5 млн.лет. При этом представлен весь спектр теорий о происхождении человека: от мифологических до научных, а также теологическое решение и философское видение проблемы.

Необходимым компонентом в структуре философии науки являются социально-философские проблемы науки. К ним относятся различные аспекты взаимосвязи науки и общества, взаимодействия науки и природы, науки и производства, науки и техники.

Поэтому все больше возрастает исследование этико-философских проблем научной деятельности. Ведь наука не содержит критериев социальной значимости своих результатов, а это означает, что её достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Да и то, что направлено на благо человека (например: применение новейших технологий в медицине), имеет далеко не однозначные последствия. Раньше действие этических норм ограничивалось взаимоотношением человека с человеком, и он обязан был думать о ближайших последствиях своего поведения и вполне мог предвидеть конкретный баланс добра и зла. В эпоху высоких технологий последствия человеческих действий многократно расширились, и возникла необходимость в новых этических императивах.

Социально-этические проблемы развития науки компетентно представлены не только в рецензируемом издании, но и стали предметом обсуждения на представительной научно-практической конференции, которая была инициирована общественным благотворительным фондом им. шейха Абдурахмана-Хаджи Сугури, исполнительным директором которого является М.Абдуллаев. 

Культурно-просветительская, я бы сказал подвижническая деятельность фонда во главе с Г.Гамзатовым и М.Абдуллаевым — заслуживает отдельного разговора. Автор рецензируемого пособия обоснованно подчеркивает, что философия науки вооружает специалистов методологией системного, антидогматического и гуманистически ориентированного подхода к объекту исследования. Хотя он остается приверженцем и поборником диалектики как метода познания и выступает против «методологического анархизма», но вместе с тем сознает, что в настоящее время, наряду с диалектикой, возникла необходимость обратиться к новым методологиям, появившимся на базе системного подхода и синергетики.

Следует отметить, что несколько тем лекционного курса изложены на основе авторских исследований. В частности, дается обстоятельный материал по вопросу развития науки в мусульманском средневековье, что имеет важное значение для аспирантов и ученых из регионов с преимущественным распространением ислама, поскольку становление и развитие местной культуры происходило под определяющим влиянием самой молодой из мировых религий.

Несомненный интерес представляет и раздел, посвященный развитию философской мысли и научных знаний в Дагестане. Общеизвестно, что Магомед Абдуллаевич буквально реанимировал творчество десятков дагестанских мыслителей и просветителей, которые в условиях господства атеизма и жесткого классового подхода к духовным явлениям оказались преданными забвению или проходили под различными клише.

Нельзя не согласиться с авторским видением, согласно которому современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественно-научным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в её многообразных отношениях к этике, политике, религии. М.Абдуллаев акцентирует внимание и на общекультурной мировоззренческой функции философии науки, что особенно важно в условиях дифференциации наук и доминирования узкопрофессионального подхода к изучаемым явлениям и процессам. Он солидарен с позицией, согласно которой философия для аспирантов — это прививка против «профессионального кретинизма» (В.Порус), этой болезни поражающей даже самых способных исследователей. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности.

В книге представлены все программные темы курса с обстоятельным анализом различных точек зрения и, главное, авторским видением тех или иных аспектов рассматриваемых вопросов. При этом сама подача материала вызывает читателя к размышлениям, показывая, что в науке не может быть монополии на истину, в то же время каждому открыта свобода её поиска. На мой взгляд, работа будет полезной не только для аспирантов, но и для всех интересующихся проблемами развития науки и её роли в современном обществе.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Вкусный Дагестан 

    В турецкой Анталье прошел международный гастрономический чемпионат звёзд кулинарии. За звание лучших...

    75

    7 часов назад

  • Мать одна и Родина одна 

    В Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале состоялось мероприятие «Пою я оду матери»,...

    47

    7 часов назад

  • Победители

    Гроза немецких танков 

    Великая Отечественная война продемонстрировала твёрдость духа, патриотизм и мужество советского народа в...

    21

    2 дня назад

  • Победители

    Славные традиции 

    В ближайшее воскресенье, 27 ноября, свой профессиональный праздник отметят бойцы морской пехоты...

    14

    2 дня назад

  • Личность

    Внимание: говорит Махачкала! 

    Обаяние, улыбка и голос нисколько не выдают его возраст. А ведь многое в жизни повидал, в числе других...

    21

    2 дня назад

  • Цветок на сердце 

    «…Только у вас я могу найти приют, только вы знаете всё на свете, только вы заставляете меня позабыть обо всём...

    10

    2 дня назад