X
07:21 19.08.2022

Где купить машину?

Дефицит автомобилей в России и цены на них заставили автолюбителей обратить свои взоры на авторынки соседних государств. И в первую очередь это Беларусь и Казахстан, поскольку они входят в Таможенный союз с Россией.

Начнем с Белоруссии. Сейчас выбор новых автомобилей там значительно больше, чем в России. При этом цены на них такие же, как у нас, но без дилерских накруток. В итоге выходит на 20–25 % дешевле. На рынке подержанных машин выбор еще больше, а разброс цен – еще шире.

Например, пятилетний Nissan X-Trail с пробегом 100 тыс. км с 2,5-литровым мотором и полным приводом на рынке в России обойдется от 1,3 до 2 млн рублей. Аналогичный автомобиль с пробегом 70 тыс. км в Белоруссии стоит 1,6 млн российских рублей по текущему курсу.

Все это стимулирует развитие автошоптуров. Однако есть нюансы. Если покупать новый автомобиль, необходимо получить от белорусского дилера одобрение типа транспортного средства (ОТТС). На это идут не все. Кроме того, потребуется поставить машину на учет в Белоруссии и получить транзитные номера. Только так можно будет въехать на территорию РФ. Но есть вариант обойти все эти тонкости. Нужно, чтобы кто-то из местных зарегистрировал машину на себя, а потом оформить с ним договор купли-продажи.

Впрочем, любой ввезенный в единичном экземпляре автомобиль требует так называемого свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Пройти такую экспертизу можно в испытательных лабораториях в России. Там же можно получить электронный паспорт транспортного средства. В Белоруссии электронные ПТС спросом не пользуются. Там даже бумажных, привычных нам ПТС, нет. Таковым там считается то, что у нас называют свидетельством о регистрации транспортного средства (СТС) — заламинированная бумажная карточка.

Чтобы оформленный в испытательной лаборатории паспорт стал действующим, необходимо еще обратиться в таможню. Да, у нас единое таможенное пространство, но автомобиль, который ранее стоял на учете в Белоруссии, уплаты таможенной пошлины не требует. Новый автомобиль, если в Белоруссию он был ввезен как положено, – тоже. Но необходимо уплатить в таможне утилизационный сбор. Для новых автомобилей – 3400 рублей, старше 3 лет – 5300 рублей. Это ставки только для физлиц.

До недавнего времени также требовалось перед получением СБКТС установить еще кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. Но сейчас из-за проблем с чипами до 1 октября этого года получить СБКТС можно и без этого устройства. Тем не менее это не амнистия, а лишь отсрочка. Установить такой прибор на ввезенный автомобиль потребуется до 1 февраля 2023 года. Хотя, как будут контролировать выполнение этого требования, пока непонятно.

В общем, после одобрения таможни автомобиль можно ставить на учет в ГИБДД. Если он младше 4 лет, то не придется даже техосмотр проходить.

Все эти затраты, плюс траты на дорогу все равно делают покупку автомобиля в Белоруссии выгоднее, чем в России. Но бюрократические действия потребуют довольно много времени. Даже в испытательные лаборатории надо записываться заранее. Оформление может занять несколько недель.

В Казахстане с покупкой автомобиля сложнее. Новые стоят столько же, сколько в России. Но дилеры точно так же, как в России, накручивают цены за счет допоборудования. Единственное исключение – машины местной сборки. Они действительно дешевле российских аналогов. Например, там производятся китайские автомобили JAC. Модель J7 стоит 1,4 млн
рублей. В РФ – 2 млн.

Если ездить на армянских номерах, то придется оформлять временный ввоз. Гражданин России это сделать не может, разрешено только гражданам Армении на срок их пребывания в Армении.

По-прежнему, сохраняется возможность завозить автомобили из Европы. Аукционы подержанных машин еще никто не отменял. Конечно, о покупке новых речи не идет. На этот счет в РФ установлены практически запретительные пошлины: при стоимости автомобиля до 8,5 тысяч евро ставка составит
54 %, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см двигателя, для более дорогих – 48 % от стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см.

Гораздо гуманнее ставки для автомобилей в возрасте от 3 до 5 лет: если объем двигателя до 1000 куб. см – 1,5 евро за кубик, при объеме 1000–1500 куб. см – 1,7 евро, при 1500–1800 куб. см – 2,5 евро, при 1800–2300 куб. см – 2,7 евро. И так далее по возрастающей.

Например, за Кia Rio 2019 года с автоматической коробкой в Германии придется заплатить 15 тыс. евро. Растаможка в России обойдется в 2380 евро. Плюс утилизационный сбор 5300 рублей. Итого чистая стоимость трехлетнего Rio составит в переводе на рубли чуть больше 1,1 млн. Но есть еще расходы на дорогу туда-обратно и стоимость оформления. В России подобный автомобиль обойдется в сумму от 1,1 до 1,5 млн рублей. В общем, выходит все же дешевле, чем покупать такой же автомобиль в России. Но ненамного.

Есть и еще одна проблема. Евро придется снимать в России, а теперь это довольно трудная процедура. А если обменивать рубли на евро там, то курс там будет далеко не такой, как в России. Так что, похоже, в Европу за машинами мы поедем еще не скоро.

Несколько лет назад стали популярными автомобили, привезенные из Южной Кореи. Речь не о тех моделях, которые и так продаются в РФ, а именно о тех, что выпускаются для их рынка. Они сильно отличаются от официально поставляемых в Россию.

Так, например, Hyundai Grand Starex к нам не поставлялся. Зато поставлялся Н1. Но Н1 – это заднеприводный минивэн. А Grand Starex – полноприводный. К сожалению, сейчас он снят с производства. Вместо него выпускают Staria (на снимке). Также на наш рынок не поставлялся полноприводный Kia Carnival. Его также привозят только из Кореи. Покупать в Корее Kia Rio или даже Hyndai Creta бессмысленно. Выгоды особой это не принесет. А брать такие машины, которые на наш рынок не поставляются, очень даже любопытный вариант. Правда, они и стоят соответственно. Но дешевле, чем их официальные аналоги.

У корейского рынка есть одна особенность. Новый автомобиль там нельзя купить иностранцу. Потому наши перегонщики давно отработали схему, по которой местный житель покупает автомобиль, а потом уже у него перекупает перегонщик. Именно потому не стоит ехать в Южную Корею за машиной самому. Лучше воспользоваться услугами тех, у кого поставки давно налажены.

Подведем итог. По всей видимости, действительно выгодно купить автомобиль можно только в Белоруссии. Но не стоит сразу туда ехать. Оптимальнее сначала выбрать машину через интернет, уточнить все условия у продавца, перевести аванс и только потом уже отправляться за выбранным автомобилем. Так сэкономите и время, и деньги, и нервы.

Спешу предупредить, что вышеопубликованная информация найдена на просторах международной сети, поэтому мнение мое и автора данной, несколько измененной статьи могут не
совпадать.

Статьи из «Колесо»

Скрытые функции автомобиля

95
Современные автомобили оснащены множеством полезных функций, которые часто остаются...

Важные изменения для автомобилистов в 2025 году

434
Учет без ОСАГО, штрафы и осмотр: что...

Для ценителей тишины

6
Продолжаем сравнивать двигатели, работающие на разном топливе. Какой вариант лучше? Каждая...

Лёгкие диски – экономия топлива

7
Есть люди, которые «балуют» свою машину разными плюшками – покупают насадки на глушители, устанавливают дополнительную...

Штрафы растут как грибы

34
В Госдуме обсуждается законопроект, которым ужесточаются меры наказания за различного рода...

Флаг тебе в номер

63
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

ДОСААФ поможет участникам СВО

17
Автомобиль с ручным управлением «LADA GRANTA» будет предоставлен для обучения вождению...

«Квартира» для летних шин

14
Наступает время, когда многие автомобилисты «переобуваются». Но все ли знают, что шины,...

Скрытые функции автомобиля

121
Полезные функции, которыми часто оснащаются современные автомобили, иногда остаются незамеченными неопытными автомобилистами. Вот 10 скрытых возможностей,...

«Капитану» море не нужно

16
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...