Хроника гибели лидера «Харьков»
Командованием ВМФ СССР 1 ноября 1928 года было утверждено тактико-техническое задание на проектирование лидеров эскадренных миноносцев. Стояла задача расширить возможности эсминцев за счет усиления артиллерийского оружия. В связи с этим появились промежуточные (между легкими крейсерами и эсминцами) корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием, названные лидерами.
Перед началом Великой Отечественной войны на Черноморском флоте оказалось три лидера – «Москва», «Ташкент» и «Харьков». Последний был заложен 29 октября 1932 года в г. Николаеве.
В состав экипажа входило более 200 человек, среди них и сигнальщик Федор Воржаков из Махачкалы.
В первых числах июня 1941 года на корабль в составе учебного отряда прибыл еще один дагестанец из селения Сталинаул Буйнакского района машинист-турбинист Муса Казаватов (на снимке). Практически сразу после прибытия он вышел в море.
21 июня корабль вернулся с учений. Часть экипажа занялась уборкой, а другая готовилась к увольнению на берег.
В 22:30 был объявлен отбой. Муса не сразу смог уснуть, мысленно он еще находился в море, в машинном отделении. В 3 часа 15 минут была объявлена боевая тревога. В течение 10–15 минут все уволенные на берег моряки и те, кто находился в суточном увольнении, прибыли на корабль и заняли свои боевые посты.
23 июня «Харьков» в составе других кораблей вышел в море, а на следующий день вместе с третьим дивизионом эсминцев из отряда легких сил лидеры «Харьков», «Москва», крейсер «Ворошилов» и эсминцы «Сообразительный» и «Смышленый» взяли курс к румынским берегам. В том набеге «Харькову» и «Москве» отводилась роль ударной группы, остальные прикрывали их.
26 июня в 5 часов утра, встав на боевой курс, лидеры открыли огонь по намеченным в городе Констанцы целям. На берегу во многих местах возникли пожары, в порту началась паника.
Корабли румынского флота открыли ответный огонь, но существенного вреда советским кораблям они не нанесли. На обратном пути лидер «Москва» подорвался на мине и разломился в районе первого котельного отделения.
В этой ситуации исключительное мужество проявили моряки «Харькова». При попытке оказать помощь тонувшей «Москве» они сами были атакованы авиацией противника. От близких разрывов бомб и снарядов потекли водогревные трубки в котлах. Ход снизился до 6 узлов, корабль оказался на краю гибели. Понимая это, машинисты котельной Петр Гребников и Петр Каиров надели асбестовые костюмы, влезли в раскаленные топки и заглушили лопнувшие трубки! Судно увеличило ход и благополучно вышло из опасной зоны.
Но авиация врага начала новую атаку. В 6 ч. 43 мин. вышел из строя турбовентилятор левого котла № 3. В это время «Харьков» подвергся атаке неопознанной подводной лодкой. Сигнальщики обнаружили справа по курсу воздушный пузырь и след торпеды, идущий на лидера. Благодаря расторопности рулевых, в том числе махачкалинца Федора Воржакова, корабль успел увернуться от торпеды – она прошла за кормой.
С ноября 1941 по февраль 1942 года лидер использовался при перевозке в Севастополь пополнения и боеприпасов. Кроме того, он привлекался для обстрела занятого противником побережья.
2 августа 1942 г. «Харьков» под командованием нового командира – капитана 3-го ранга П. И. Шевченко и крейсер «Молотов» вышли из Туапсе, имея задание совершить набеговую операцию на порт Феодосия и Двуякорную бухту.
В 00 ч. 59 мин. лидер открыл огонь по целям. За пять минут было выпущено 59 снарядов 130 мм калибра.
В 1 ч. 13 мин. отряд лег на курс отхода. Немецкие самолеты и торпедные катера начали преследование. Уклонившись от торпедной атаки, «Харьков» со второго залпа накрыл один из катеров. Не повезло «Молотову»: в него попала торпеда, взрывом оторвало 20 метров кормы, но благодаря мужеству экипажа и таланту командования БЧ-5 повреждения были восстановлены, и корабль 14-узловым ходом в сопровождении лидера пошел в Поти.
В ночь на 4 февраля 1943 года лидер «Харьков» в составе отряда кораблей выходил из Батуми для артподготовки в районе высадки десанта майора Л. Кунникова. Подобная операция проводилась и в ночь на 14 февраля.
Обычно корабли действовали совместно с авиацией. Когда же игнорировали правила и выходили в набеговые операции без прикрытия с воздуха, их постигала неудача, а то и трагедия.
Около часа ночи 6 октября «Харьков» с разрешения командира отряда начал движение к Ялте. В 2 ч. 30 мин. на нем засекли самолет-разведчик противника, о чем было доложено командиру отряда Г. Непогоде.
В 5 ч. 04 мин. самолет сбросил осветительные бомбы. Корабли меняли курс, но скрыть истинное направление своего движения не могли, поскольку, как выяснилось, за их передвижением следила береговая радиолокационная служба врага.
В 6 ч. 30 мин. «Харьков» с дистанции 70 кабельтовых начал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки по меньшей мере 104 осколочно-фугасных снаряда калибра 130 мм.
В 7 ч. 15 мин. «Харьков», маневрируя под огнем береговых батарей, стал отходить и присоединился к возвращавшимся эсминцам.
В 8 ч. 10 мин. появившиеся над соединением три советских истребителя сбили фашистский самолет-разведчик. Немецкие летчики смогли приводниться на парашютах. Корабли задержались на 20 минут для поднятия их на борт. Маневр отвлек внимание верхней вахты от наблюдения за горизонтом, и только когда суда начали отход 28-узловым ходом, этим воспользовались восемь немецких бомбардировщиков «Ю-87» под прикрытием двух «Ме-109». И хотя советские истребители сбили один «Юнкерс» и один «Мессершмидт», другим самолетам, зашедшим со стороны солнца, удалось поразить лидер тремя бомбами весом по 250 кг. Одна из них попала на верхнюю палубу и, пробив корпус насквозь, взорвалась под килем. Две другие бомбы попали в первое и второе котельные отделения и затопили их. Таким образом из главных силовых установок в строю остался только турбозубчатый агрегат во втором машинном отделении. Из-за сотрясений от ударов из строя вышли мотопомпа во второй машине, дизель-генератор № 2 и турбовентилятор № 6. Взрывом сорвало и выбросило за борт 37 мм зенитный автомат, в результате чего вышли из строя два зенитных пулемета.
Лидер потерял ход, получил крен девять градусов на правый борт и дифферент на нос около трех метров. На «Харькове» были затоплены многие трюмные помещения, и поступление забортной воды только увеличивалось.
В 15 ч. 17 мин., ведя огонь из 130 мм орудия и зенитного автомата, лидер скрылся под водой, унося с собой героический экипаж, в составе которого были два дагестанца: командир отделения рулевых, старшина первой статьи Воржаков Федор Яковлевич и машинист-турбинист Казаватов Муса Алисултанович.