И песня приближала Победу…
9 Мая – дата, которая никогда не будет вычеркнута из истории нашей страны и всегда будет напоминать о страшных событиях Великой Отечественной. Главные факторы Победы – единство и беспримерная дружба народов Советского Союза, их боевое и трудовое содружество, патриотизм. На достижение единой цели – разгром врага – были направлены высокое мастерство военачальников, величайшее мужество солдат, офицеров, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.
Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!» коснулась и учреждений культуры. Хотя уже к середине 1941 г. половина из них закрылась: на фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть работников культуры, но, несмотря на трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. Многие учреждения стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
С самого начала войны сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Они писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.
Военные условия требовали создания мобильных концертных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. И учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу.
В начале 1937 года Указом Совета Народных Комиссаров ДАССР при Управлении по делам искусств ДАССР был образован дагестанский Дом народного творчества, объединивший многих профессиональных композиторов, музыкантов, художников: Г. Гасанова, С. Керимова, Т. Мурадова,
М.-А. Джемала, М. Юнусилау, Д. Капаницына, Ю. Моллаева, А. Сарыджу и др. Они возглавляли театральные кружки, коллективы художественной самодеятельности, изостудии, ансамбли и оркестры.
Созданная при Доме народного творчества изостудия проводила большую антифашистскую пропаганду посредством агитплакатов, исполненных студийцами по образцу ОКОН РОСТА. Большую популярность получили агитплакаты молодого начинающего художника С. Салаватова. Среди его работ особенно выделялись плакаты «Что несет фашизм советскому народу», «Новый чин Гитлера», «В фонд обороны СССР» и др.
Актуальны были программы, включающие частушки, скетчи, фельетоны, сценки, стихи, интермедии антивоенного содержания; исполнялись героические, исторические песни. В задачи Дома народного творчества в это напряженное время входило и снабжение коллективов актуальным репертуаром, осуществление переводов пьес, организация работы сельских и городских очагов культуры, поддержание у населения героического духа, уверенности в победу над врагом, патриотического подъема и трудового энтузиазма.
Хотя и со значительными перебоями, в городах и селах республики проводились олимпиады, конкурсы. Так, в самом конце 1941 года прошел смотр театральной деятельности. При подведении итогов призовые места получили Клуб рыбников г. Махачкалы, завод №182 г. Каспийска, колхоз им. Орджоникидзе Хасавюртовского района, колхозный клуб г. Дербента, драмколлективы клуба Дагпединститута, колхозного клуба с. Карланюрт, клуба педучилища г. Хасавюрта, драмкружки клубов Госторговли, железнодорожников, фабрики имени III Интернационала, клуб строителей «Двигательстроя», селекционной станции г. Хасавюрта.
Всесоюзный Дом народного творчества им. Крупской заказывал местным авторам одноактные пьесы и интермедии антивоенного содержания, стихи и песни, инсценировал прозу и поэзию.
В докладной записке начальника Управления по делам искусств Р. Разилова в Дагобком ВКП(б) и Совнарком ДАССР «О состоянии искусства в Дагестане на 8 ноября 1943 года» обращается внимание и на особую роль Дагестанского Дома народного творчества в организации работы по обслуживанию фронта и тыла в годы войны: «Ведя постоянный контроль за репертуаром, Дом осуществляет инструктивное руководство, оказывает творческую помощь посредством выездов на места, проводит огромную работу по созданию антифашистского репертуара».
Активно принимают участие в культурной жизни своих районов хоровые, драматические и танцевальные кружки домов культур Каякентского, Хасавюртовского, Рутульского, Карабудахкентского, Курахского, Ахтынского, Кулинского, Кумторкалинского районов, Хасавюрта, Дербента, Избербаша, Буйнакска, Дагестанских Огней…
В 1944 году коллективы художественной самодеятельности собрали в Фонд поддержки семей фронтовиков 88,3 тыс. рублей (исключительно платными концертами и выступлениями), в фонд строительства авиаэскадрильи «Политпросветработник» — 45 тыс. рублей.
К концу 1945 года в Доме народного творчества сформировался прекрасный состав творческих работников, многие из которых прошли войну. Это заведующие отделами фольклора, театрального, музыкального, танцевального, изобразительного искусств Готфрид Гасанов, Владимир Сперанский, Дмитрий Капаницын, Петр Проскурин, Артур Ованесян и др.
Воспеть подвиг и героизм советского народа, поднять его дух и патриотический настрой было главной задачей всех учреждений культуры, творческих коллективов, так как культура и искусство, песня и музыка наравне с боевым оружием поддерживали людей, давали им силы выстоять и победить.