«Японцы»: уйти, чтобы остаться
Есть только три японских автомобильных бренда, которые продолжают работать в России. Остальные активно начали покидать нашу страну.
Honda. Этот бренд ушёл в 2022 году из России вполне предсказуемо, так как об уходе с российского рынка было заявлено сильно заранее – ещё в феврале 2021 года. В последнее время перед уходом россиянам предлагали два кроссовера – Honda CR-V и Honda Pilot. Оба автомобиля поставлялись в нашу страну из США.
Infiniti официально сообщила об уходе с российского рынка в начале ноября 2022 года. В прощальном письме японцы пообещали продолжить оказывать сервисную поддержку всем владельцам автомобилей Infiniti в России в рамках условий гарантии.
Isuzu окончательно покинула российский рынок в июле 2023 года. Завод Isuzu в Ульяновске, на котором производили грузовики, перешёл российской компании «Соллерс». Вместе с заводом к «Соллерсу» также перешли обязательства по поставкам запчастей и гарантийному ремонту автомобилей Isuzu в России.
Mazda полностью прекратила свою деятельность в России в ноябре 2022 года. Свою долю в совместном предприятии «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке японцы передали компании «Соллерс». Во Владивостоке собирали три модели – кроссоверы Mazda CX-5, Mazda CX-9 и седан Mazda 6. Уход из России обошёлся компании Mazda Motor в 12 млрд йен (это примерно 7,8 млрд рублей).
Nissan объявил о полном сворачивании своей деятельности в октябре 2022 года. Компания продавала в России четыре модели – кроссоверы Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano, которые производили на заводе в Санкт-Петербурге, и кроссовер Nissan Terrano, который сходил с конвейера завода Renault в Москве. Сейчас «Автозавод Санкт-Петербург» собирает кроссовер Lada X-Cross 5. Все обязательства по обслуживанию машин Nissan в России взял на себя АвтоВАЗ.
Toyota оформила окончательный уход из России только в июне 2023 года. Тогда японцы продали свой автозавод ФГУП «НАМИ» в Санкт-Петербурге. На нём до февраля 2022 года производили две модели – Camry и RAV4. Остальные автомобили, официально продаваемые в России (Corolla, C-HR, Fortuner, Hilux, Highlander, Land Cruiser Prado, Land Cruiser, Alphard и HiAce), завозились из-за рубежа.
Lexus покинул Россию в 2022 году. Уход обошёлся японцам очень дорого, так как 25 % объёма всех продаж автомобилей Lexus приходилось именно на российский рынок. До ухода из нашей страны Lexus официально продавала 8 моделей. Все машины поставляли напрямую из Японии.
Subaru продолжает свою работу в нашей стране до сих пор. Из-за санкций официальные поставки машин не осуществляются, но с обслуживанием автомобилей проблем нет. Более того, официальные дилеры Subaru предоставляют заводскую гарантию на автомобили, ввезённые в РФ по схеме параллельного импорта.
Mitsubishi Motors до сих пор не делала никаких заявлений по поводу своего ухода из России. Компания продолжает работать. Автомобили официально не поставляются, но оказываются услуги по гарантийному обслуживанию. Более того, компания до сих пор владеет долей завода в Калуге, где до февраля 2023 года производили кроссовер Outlander и внедорожник Pajero Sport.
Suzuki решила остаться и продолжать свою деятельность в России. Официальные поставки новых автомобилей в нашу страну пока не осуществляются. Японцы сконцентрировались на сервисе, гарантийном обслуживании и поставках запчастей. На все ввезённые в РФ машины Suzuki по параллельному импорту компания предлагает «продлённую гарантию», которая является аналогом гарантии от завода-изготовителя.