Как не попасть в ДТП
Автокатастрофы каждый год становятся причиной гибели людей. За прошлый год число аварий, в которых есть пострадавшие, по стране достигло 126 000. Погибли 16,6 тысячи человек, из которых 582 ребенка, получили травмы 168 146 граждан. Очевидно, что число жертв ДТП на дорогах превышает количество погибших в авариях воздушного, железнодорожного и водного транспорта, вместе взятых.
В Дагестане ситуация с травматизмом и гибелью людей неблагополучна. Крайнее недовольство этим обстоятельством выражает Глава Дагестана Сергей Меликов. Об этом он говорил на встрече с новым составом Общественной палаты РД, объединив в одно целое неблагополучную ситуацию с техногенными катастрофами и авариями с подачей электричества и воды. Это недопустимо и требует внимания как общества, так и вмешательства специальных структур, отметил он.
Недавно в Минобрнауки Дагестана прошло совещание с директорами автошкол, на котором врио начальника Управления Госавтоинспекции МВД по Республике Дагестан Мурад Османов рассказал о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях, совершённых водителями, стаж которых менее двух лет. За 7 месяцев текущего года на территории республики зарегистрировано 896 таких ДТП.
Так, например, 15 августа на 869 километре ФАД «Кавказ» (в Каякентском районе) из-за столкновения автобуса с остановившимся на запрещающий сигнал светофора автомобилем Lada Granta 8-летняя пассажирка легковушки получила тяжкие телесные повреждения, несовместимые с жизнью, и скончалась по пути в больницу.
Автор этих строк около 50 лет назад, будучи школьником, на собственном примере ощутил заботу государства. Обучаясь в Махачкалинской средней школе № 8, я в полной мере получил тогда все необходимые знания в сфере ПДД, устройства и практического вождения мотоцикла. Благодаря энтузиазму и стараниям популярнейшего в то время первого в Дагестане мастера спорта СССР по мотоциклетному спорту, старшего тренера Областного спортивно-технического клуба ДОСААФ СССР Юлиана Викторовича Гутевича, одновременно работавшего и в школе, был оборудован кабинет с наглядными материалами по ПДД. Работали светофоры, загорались таблички с дорожными знаками, во дворе школы был устроен автогородок, где мы, дети, получали практические знания, как вести себя в тех или иных дорожных ситуациях в роли пешехода и водителя.
Работали светофоры, загорались таблички с дорожными знаками, во дворе школы был устроен автогородок, где мы, дети, получали практические знания, как вести себя в тех или иных дорожных ситуациях в роли пешехода и водителя
Более того, усилиями всего лишь одного человека было достигнуто достойное образование, позволявшее ученикам выпускного класса сдавать экзамен в ГАИ и получать удостоверение на право управления мотоциклом. Пример Юлиана Гутевича и его практическая деятельность тогда считались новаторскими, и его наработки в этой части послужили прекрасным пособием для организации подобного обучения во всей системе образования в прошлом. Позднее автогородки для обучения детей появились во многих школах и детских садах республики, но таких специалистов, как Юлиан Гутевич, уже не хватало, поэтому появилась практика приглашения для проведения занятий сотрудников милиции и ГАИ, которые в доступной форме давали разъяснения, как не попасть в ДТП.
А что мы видим сейчас? Остатки, вернее руины автогородка, некогда оборудованного для обучения детей, пришлось видеть на территории одной из махачкалинских школ. Какой именно, неважно, потому что такое, уверен, можно найти везде, развалины на месте автогородков стали нормой. Не нормой стали лишь ужасающие факты гибели в ДТП детей, которые в своем обучении были обделены знаниями ПДД.
Однако начальник отдела дополнительного образования Минобрнауки Мадина Бабаева опровергла мой пессимизм, заявив, что в школах, особенно городских, внимание профилактике правонарушений на дороге, следовательно, и угрозы жизни детей уделяется немало. Требование иметь автогородки в школах сохраняется. Однако инициатива должна исходить от руководства образовательного учреждения. Так же, как и в былые годы, в школы направляются программы дополнительного обучения правилам дорожного движения. Осваивать их помогают представители ГИБДД, в обязанностях которых также находится это требование. Они разрабатывают уроки, учитывающие возрастную категорию, специфику деятельности аудитории. Для взрослых занятия проводятся в форме лекций, семинаров. В садиках и школах информация подается через обучающие игры.
Сотрудники Госавтоинспекции МВД по Республике Дагестан регулярно проводят профилактические мероприятия с детьми. Полицейские объясняют детям основы правил дорожного движения, показывают основные дорожные знаки и сигналы светофора. Инспекторы также обучают детей, как правильно переходить дорогу, в том числе на пешеходном переходе, и напоминают о необходимости использовать безопасные маршруты при движении по улицам. Дети плохо запоминают назидательную информацию, поданную в форме буклета, скучной лекции. Такие занятия у ребенка могут вызвать обратный эффект, подстегнуть желание делать неправильно из чувства противоречия. Поэтому некоторые из мероприятий, проводимых инспекторами, могут включать в себя практические занятия с использованием мобильных автогородков.
Мадина Бабаева также добавила, что дети хорошо воспринимают информацию, когда она подается в непроизвольной форме во время прогулки с мамой и папой. Но когда другие пешеходы совершают нарушения, переходят дорогу в неположенном месте, вся профилактическая деятельность школы сводится на нет. Особенно удручает факт, что плохой пример нередко подают сами родители, переводя ребенка в неположенном месте или под запрещающий сигнал светофора. Взрослый должен указать малышу, что так делать неправильно, и рассказать о последствиях такого поступка.
Любое транспортное средство является источником повышенного риска. Родитель зачастую сам становится виновником несчастного случая. В первую очередь это касается перевозки детей в автомобиле, которая регулируется правилами дорожного движения. Ответственность за их соблюдение, как и обеспечение безопасности ребенка, полностью лежит на взрослых. Перевозка детей до 7 лет запрещена на руках или коленях, на заднем сиденье мотоцикла. Дети до 7 лет должны перемещаться в автокресле, которое фиксируется ремнями безопасности либо ремнями и специальным креплением, которое уменьшает движение автокресла из стороны в сторону и его вращение. Детям от 7 до 12 лет кресло нужно уже не всегда. Но есть одна оговорка: ребенок должен быть выше 150 см и весить не менее 36 кг. При этом на переднем сиденье наличие спецустройства по-прежнему обязательно.