Чтобы сохранить родные языки
В газете «Дагестанская правда» и «Дагестанская жизнь» в течение этого года были опубликованы статьи, затронувшие весьма важные, да и злободневные проблемы республиканского значения: «Институт языков не архив», «Есть язык – есть народ», «Учебный год без учебников» и т. д. В них шла речь о том, что на нашей планете нет такого уголка земли, как Дагестан, уникального края общей площадью всего 50 300 кв. км, где функционирует более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями.
С одной стороны, это наша гордость и радость, ведь у нас столько же культур, традиций и обычаев, которые даже суммарно не встречаются во всех других республиках Северного Кавказа. Такова отличительная черта нашей республики, которая сохранилась со времён Кавказской Албании со всеми тремя подгруппами языков по генеологической классификации: аваро-андо-цезской (14 языков); лезгинско-табасаранской (10 языков); лакско-даргинской подгруппой с многочисленными формами их существования. В своём становлении и дальнейшем развитии все они прошли три этапа: на основе аджама (до 20-х годов ХХ века); на основе латиницы (до 30-х годов ХХ века); на основе кириллицы (с 30-х годов ХХ века по настоящее время). Сегодня нет необходимости говорить о целесообразности сохранения и дальнейшего развития родных языков в нашей полиэтнической республике. Они являются кладезем народной мудрости, прослеживают динамику изменения и развития нашего общества.
С другой стороны, действующее состояние изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (агульского, рутульского и цахурского) языков, не говоря уже о других трёх тюркских языках, на которых также ведётся обучение, в настоящее время не выдерживает никакой критики. Однако все мы молчим и ждём, пока проблема не разрешится сама по себе. Между тем из-за нашей нерешительности могут произойти самые серьезные последствия, касающиеся национальной и культурной идентичности народов Дагестана. По крайней мере уже отчетливо вырисовываются первые признаки, ведущие к такому неблагоприятному сценарию развития событий. К сожалению, в последнее время у нас в Дагестане похожие парадоксальные явления систематически происходят почти во всех областях.
Элементарные примеры. В области развития науки и образования в республике многое зависит от действий профильного ведомства – Министерства образования и науки и, в частности, от конкретных установок самого министра, его быстрых и адекватных действий по купированию острых насущных проблем и применению комплексного эффективного подхода к их скорейшему разрешению. Если он душой и сердцем болеет за отведенный ему участок работы, за интересы учащихся школ и студентов вузов, за развитие и укрепление научного потенциала своей республики в целом, то любая возникшая проблема после ее детального изучения в конце концов получит свое разрешение в интересах населения республики, науки и образования.
Положа руку на сердце, могу утверждать, что из всех бывших республиканских министров образования только Бадави Саидович Гаджиев понимал, для чего в самые тяжёлые военные годы, а именно в 1943 году Совнарком под руководством государственного и партийного деятеля Алексея Косыгина распорядился о создании единственного и уникального в своем роде «Института школ» именно в Дагестане. В СССР и в России он был и остаётся единственным именно такого направления. Поэтому в этом Институте школ был создан специальный фонд для издания плановых работ и учебно-методической литературы сотрудников. Правда, тогда функционировали Дагучпедгиз и Книжное издательство. И это тоже было заслугой Бадави Саидовича. К глубокому сожалению, они уже ликвидированы.
После него другой министр Ш. К. Шахов вместе с А. Ш. Карибовым собрали весь авторский коллектив института и приняли совершенно необоснованное, даже парадоксальное решение: авторам и составителям учебников и учебных пособий оплачивать гонорар в зависимости от количества пользующихся ими учащихся. Вот тогда и покинули это учреждение составители учебников и учебных пособий по новописьменным (агульскому, рутульскому и цахурскому) языкам.
Следующий министр (У. А. Омарова), у которой имеются «особые заслуги в области науки и образования», даже не вела приёма не только граждан, но и работников сферы образования, не соизволила хотя бы познакомиться с сотрудниками Института школ, так сказать, одного из своих же подведомственных учреждений. Зато ей удалось в приказном порядке потеснить сотрудников Института, отобрать шесть помещений из тринадцати, закрепить их за министерскими работниками и ликвидировать библиотеку.
В настоящее время сложилась вообще критическая ситуация, когда Министерство образования и науки теперь уже претендует и на другие помещения Института, что, безусловно, ухудшает и без того непростые условия труда сотрудников, создавая невыносимую обстановку и ущемляя их права.
А то, что данное здание закреплено за Институтом на праве оперативного управления от 15 августа 2000 года под реестровым № 00507030, его вовсе не интересует. Поэтому весь коллектив Института, в том числе шесть докторов наук и профессоров, четверо заведующих секторами, целиком и полностью вся профсоюзная организация с официальным письмом обратились в приёмную В. В. Путина с просьбой сохранить Институт хотя бы в таком виде, в каком он функционирует сейчас. Иначе после всех предпринимаемых министерством нововведений институт вполне себе незаметно «за ненадобностью» может быть тихо и незаметно ликвидирован, точно так же, как и Дагучпедгиз. Учебники и учебные пособия по родным языкам не переиздаются после 2012 года. Правда, в соответствии с новыми стандартами и примерными программами они по младописьменным языкам подготовлены, обсуждены на Учёном совете НИИ педагогики, рекомендованы к изданию и отправлены в Москву для тиражирования ещё три года назад. И что дальше? Как быть с новописьменными языками? Слово только за министром…
Родной язык – это душа и сердце каждого человека. Это материнский язык. Мыслительный процесс у детей, особенно сельской школы, так или иначе происходит на родном языке. Ведь они дома, на улице, да и в школе говорят на своём родном языке. В принципе каждый человек должен гордиться своей национальностью, уметь хотя бы читать и писать на своём родном языке. Страшно представить себе, что будет с изучением родных языков и их будущим в Дагестане, если ликвидировать и НИИ педагогики им. Тахо-Годи вслед за Дагучпедгизом и Книжным издательством. Проблема вполне серьезная и животрепещущая, ее нужно решать безотлагательно с учетом ухудшающегося положения дел в области науки и образования РД.
Обозначенные проблемы заслуживают особого внимания не только Главы Дагестана Сергея Меликова и врио министра образования и науки РД Яхьи Бучаева, но и всех руководителей образовательных учреждений и каждого из нас, кто имеет какое-нибудь отношение к образованию и просвещению.