X
09:46 29.12.2021

Чтобы сохранить родные языки

Загир Загиров, доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
Выпуск - 2021 №360
103

В газете «Дагестанская правда» и «Дагестанская жизнь» в течение этого года были опубликованы статьи, затронувшие весьма важные, да и злободневные проблемы республиканского значения: «Институт языков не архив», «Есть язык – есть народ», «Учебный год без учебников» и т. д. В них шла речь о том, что на нашей планете нет такого уголка земли, как Дагестан, уникального края общей площадью всего 50 300 кв. км, где функционирует более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями.

С одной стороны, это наша гордость и радость, ведь у нас столько же культур, традиций и обычаев, которые даже суммарно не встречаются во всех других республиках Северного Кавказа. Такова отличительная черта нашей республики, которая сохранилась со времён Кавказской Албании со всеми тремя подгруппами языков по генеологической классификации: аваро-андо-цезской (14 языков); лезгинско-табасаранской (10 языков); лакско-даргинской подгруппой с многочисленными формами их существования. В своём становлении и дальнейшем развитии все они прошли три этапа: на основе аджама (до 20-х годов ХХ века); на основе латиницы (до 30-х годов ХХ века); на основе кириллицы (с 30-х годов ХХ века по настоящее время). Сегодня нет необходимости говорить о целесообразности сохранения и дальнейшего развития родных языков в нашей полиэтнической республике. Они являются кладезем народной мудрости, прослеживают динамику изменения и развития нашего общества.

С другой стороны, действующее состояние изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского и табасаранского) и трёх новописьменных (агульского, рутульского и цахурского) языков, не говоря уже о других трёх тюркских языках, на которых также ведётся обучение, в настоящее время не выдерживает никакой критики. Однако все мы молчим и ждём, пока проблема не разрешится сама по себе. Между тем из-за нашей нерешительности могут произойти самые серьезные последствия, касающиеся национальной и культурной идентичности народов Дагестана. По крайней мере уже отчетливо вырисовываются первые признаки, ведущие к такому неблагоприятному сценарию развития событий. К сожалению, в последнее время у нас в Дагестане похожие парадоксальные явления систематически происходят почти во всех областях.

Элементарные примеры. В области развития науки и образования в республике многое зависит от действий профильного ведомства – Министерства образования и науки и, в частности, от конкретных установок самого министра, его быстрых и адекватных действий по купированию острых насущных проблем и применению комплексного эффективного подхода к их скорейшему разрешению. Если он душой и сердцем болеет за отведенный ему участок работы, за интересы учащихся школ и студентов вузов, за развитие и укрепление научного потенциала своей республики в целом, то любая возникшая проблема после ее детального изучения в конце концов получит свое разрешение в интересах населения республики, науки и образования.

Положа руку на сердце, могу утверждать, что из всех бывших республиканских министров образования только Бадави Саидович Гаджиев понимал, для чего в самые тяжёлые военные годы, а именно в 1943 году Совнарком под руководством государственного и партийного деятеля Алексея Косыгина распорядился о создании единственного и уникального в своем роде «Института школ» именно в Дагестане. В СССР и в России он был и остаётся единственным именно такого направления. Поэтому в этом Институте школ был создан специальный фонд для издания плановых работ и учебно-методической литературы сотрудников. Правда, тогда функционировали Дагучпедгиз и Книжное издательство. И это тоже было заслугой Бадави Саидовича. К глубокому сожалению, они уже ликвидированы.

После него другой министр Ш. К. Шахов вместе с А. Ш. Карибовым собрали весь авторский коллектив института и приняли совершенно необоснованное, даже парадоксальное решение: авторам и составителям учебников и учебных пособий оплачивать гонорар в зависимости от количества пользующихся ими учащихся. Вот тогда и покинули это учреждение составители учебников и учебных пособий по новописьменным (агульскому, рутульскому и цахурскому) языкам.

Следующий министр (У. А. Омарова), у которой имеются «особые заслуги в области науки и образования», даже не вела приёма не только граждан, но и работников сферы образования, не соизволила хотя бы познакомиться с сотрудниками Института школ, так сказать, одного из своих же подведомственных учреждений. Зато ей удалось в приказном порядке потеснить сотрудников Института, отобрать шесть помещений из тринадцати, закрепить их за министерскими работниками и ликвидировать библиотеку.

В настоящее время сложилась вообще критическая ситуация, когда Министерство образования и науки теперь уже претендует и на другие помещения Института, что, безусловно, ухудшает и без того непростые условия труда сотрудников, создавая невыносимую обстановку и ущемляя их права.

А то, что данное здание закреплено за Институтом на праве оперативного управления от 15 августа 2000 года под реестровым № 00507030, его вовсе не интересует. Поэтому весь коллектив Института, в том числе шесть докторов наук и профессоров, четверо заведующих секторами, целиком и полностью вся профсоюзная организация с официальным письмом обратились в приёмную В. В. Путина с просьбой сохранить Институт хотя бы в таком виде, в каком он функционирует сейчас. Иначе после всех предпринимаемых министерством нововведений институт вполне себе незаметно «за ненадобностью» может быть тихо и незаметно ликвидирован, точно так же, как и Дагучпедгиз. Учебники и учебные пособия по родным языкам не переиздаются после 2012 года. Правда, в соответствии с новыми стандартами и примерными программами они по младописьменным языкам подготовлены, обсуждены на Учёном совете НИИ педагогики, рекомендованы к изданию и отправлены в Москву для тиражирования ещё три года назад. И что дальше? Как быть с новописьменными языками? Слово только за министром…

Родной язык – это душа и сердце каждого человека. Это материнский язык. Мыслительный процесс у детей, особенно сельской школы, так или иначе происходит на родном языке. Ведь они дома, на улице, да и в школе говорят на своём родном языке. В принципе каждый человек должен гордиться своей национальностью, уметь хотя бы читать и писать на своём родном языке. Страшно представить себе, что будет с изучением родных языков и их будущим в Дагестане, если ликвидировать и НИИ педагогики им. Тахо-Годи вслед за Дагучпедгизом и Книжным издательством. Проблема вполне серьезная и животрепещущая, ее нужно решать безотлагательно с учетом ухудшающегося положения дел в области науки и образования РД.

Обозначенные проблемы заслуживают особого внимания не только Главы Дагестана Сергея Меликова и врио министра образования и науки РД Яхьи Бучаева, но и всех руководителей образовательных учреждений и каждого из нас, кто имеет какое-нибудь отношение к образованию и просвещению.

Похожие

Пока жив язык…

67
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Душа и сердце каждого

14
Дорогие наши читатели! Мы должны и обязаны помнить о том, что на всей нашей планете не было и...

Дети знают, как сохранить родной язык

45
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

Сохраним языковое многообразие

21
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

25
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

139
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Родная речь – дарованное благо

119
Ее все больше влечет родная речь – предмет, которому она...

Родной очаг – святыня наша

56
Мелодия народного языка – сокровище, завещанное нам предками. Так рассуждает учитель...

Нет языка – нет народа

201
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов....

Статьи из «Общество»

Кукушка

3
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

7
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

38
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

5
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

89
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

12
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...