Камеры работают. А мозги?
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих – разовые и в общем-то ожидаемые расходы. То ли дело «письма счастья» от ГИБДД – они всегда приходят неожиданно, ментально к ним готовы разве что злостные нарушители. Ко всему прочему и в Правила дорожного движения постоянно вносятся новые поправки (поди уследи за ними!) в виде ограничений и штрафов.
Вот недавно получил штраф за… непристегнутого пассажира. Постановление по делу об административке сопровождается фотоматериалом. Для наглядности, так сказать. И в самом деле: я пристегнут, жена – нет. Стал гуглить. Оказывается, еще в прошлом году Госавтоинспекция предупреждала о том, что Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) запустил в Дагестане видеонаблюдение, позволяющее выявить и привлечь к административной ответственности водителей и пассажиров за нарушение правил применения ремней безопасности. Убедился на собственном опыте: камеры работают, система успешно внедрена.
***
Признаться, до недавнего времени я и сам редко пользовался ремнем, хотя езжу (во всяком случае стараюсь) максимально аккуратно. Ну и разные ведь бывают ситуации. Один мой родственник попал как-то в серьезную аварию, в результате чего он, будучи непристегнутым, вылетел через лобовое стекло и отделался легким сотрясением, а законопослушный водитель получил сильнейший удар в область грудной клетки и потом долго-долго восстанавливался.
У водителей и пассажиров, пользующихся ремнями безопасности, при столкновениях машин лоб в лоб шансов уцелеть вдвое больше, чем у тех, кто не пожелал воспользоваться страховочным элементом
Согласен: в данной ситуации мы говорим скорее о невероятном везении/невезении. Есть общая статистика. У водителей и пассажиров, пользующихся ремнями безопасности, при столкновениях машин лоб в лоб шансов уцелеть вдвое больше, чем у тех, кто не пожелал воспользоваться страховочным элементом. В среднем его эффективность на сегодня составляет примерно 60–70 %.
***
Многие наши участники дорожного движения определенно нуждаются в неотвратимости наказания. Потому, наверное, и появилась при Министерстве внутренних дел такая структура, как ЦАФАП. Там решили: начнем штрафовать, может, перестанут нарушать? Не перестали. Смертность на дорогах республики стала явлением привычным – об этом красноречиво свидетельствуют цифры.
К примеру, с 4 по 10 марта в Дагестане было зарегистрировано 26 ДТП, в которых 6 человек погибли и 40 получили ранения различной степени тяжести, среди них 3 детей. Начинаешь читать некоторые сводки – бросает в дрожь:
«8 марта около 20:00 на 44-м километре автодороги «Манас – Сергокала – Первомайское» 36-летний житель Избербаша, управляя автомобилем «Джетоур Дашинг», съехал на обочину и совершил наезд на двух пешеходов и автомашину «Лада». В итоге 36-летний житель Сергокалинского района и его 30-летняя супруга были доставлены в ЦРБ с. Сергокала, где в последующем женщина от полученных травм скончалась».
Вот еще:
«14 марта примерно в 4:40 на перекрестке улиц Ярагского и братьев Нурбагандовых 60-летний местный житель, управляя автомобилем «Лада Приора», при проезде перекрестка не предоставил преимущество транспортному средству, движущемуся по главной дороге, и столкнулся с «Мерседес-Бенц C300» под управлением 22-летнего жителя Махачкалы. От удара «Приору» отбросило на работницу коммунальной службы, которая убирала территорию вдоль дороги. В результате ДТП пассажир отечественного авто, 26-летний житель Махачкалы, от полученных тяжких телесных повреждений скончался в медучреждении. С различными травмами госпитализированы водитель «Лады», пассажир «Mерседеса» и работница городской коммунальной службы. Собран материал для принятия процессуального решения».
К таким печальным последствиям приводят потеря чувства страха, необоснованный, неоправданный риск…
***
Выше мы привели недельную сводку. И шесть погибших – далеко не предел. Кто-то скажет, мол, когда свирепствовала пандемия COVID-19, умирало значительно больше. Но тут мы говорим не об угрозе в виде опасного вируса. Речь идет об угрозе, которой люди подвергают себя сами. По наивности и глупости, из-за элементарной невнимательности и секундной потери концентрации, в погоне за адреналином… Самое печальное, что гибнут на дорогах и дети (причем не только по вине взрослых).
Конечно, меры предпринимаются. В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей у нас традиционно проходит Всероссийская неделя безопасности дорожного движения. Сотрудники Госавтоинспекции посещают образовательные организации, где вместе с педагогами проводят лекции и беседы о необходимости соблюдения детьми и подростками правил безопасного поведения на дорогах. На родительских собраниях автоинспекторы рассказывают о правилах перевозки детей в салоне и применении световозвращающих элементов. Особое внимание уделяется вопросам безопасной эксплуатации детьми и подростками вело– и мототранспорта, использованию современных средств передвижения – гироскутеров, сигвеев, моноколес.
Свой вклад в профилактическую работу вносят и деятели культуры. На днях в Дагестанском государственном театре оперы и балета состоялась премьера детского спектакля «Веселый Светофорчик».
Сказочные персонажи – капитан Свистулькин, Мальвина и Светофорчик – объясняли непонятливому Буратино, как правильно надо вести себя на дороге и ненавязчиво адресовали вопросы детям, а из зала сразу же раздавались громкие верные ответы. По словам режиссера-постановщика спектакля Анастасии Ильговой, такое живое интерактивное общение позволяет ребятишкам легко закрепить важные знания о ПДД.
…Профилактика – это хорошо. Но профилактика – лишь предупреждение проблемы. Вопрос, как ее решать, остается открытым. Видеофиксация нарушений с последующими за этим штрафами не помогает. Да, камеры работают. А мозги?