Камиль – сын Амина
Отец его был мастером и научил сына мастерству, которым владел сам. Амин Чутуев, первый фотокорреспондент-дагестанец, родился в с.Кумух в 1910 г. Работал в штате газет «Ленин Елу», «Багиараб Байрах», «Дагестанская правда». Вместе с Александрой Терентьевной Путерброт долгие послевоенные годы был фотокорреспондентом ТАСС по Дагестану. Умер в 1969 г., оставив сыну имя и большой архив.
Камилю Чутуеву-младшему удалось многое. Во-первых, он следовал во всем наставлениям отца. Первая командировка в Ахтынский район от Дагестанского краеведческого музея, где он после армии устроился на работу, запомнилась ему на всю жизнь. Молодой человек увидел, как музейные работники, живущие в горах, бережно относятся к хранящимся в местном музее экспонатам, как любят свои родные места и наслаждаются простым бытом и общением с каждым гостем, кто пожалует к ним по разным важным и интересным делам.
Выслушав восторженный рассказ Камиля о с.Ахты, увидев качественные снимки, где солнце восходило прямо над рассветной рекой Ахты-чай, отец разрешил сыну брать задания в республиканских газетах. Во-вторых, он взял себе в жены красивую девушку, перед которой хотелось всегда быть на коне, любимым. Она и купила для него будильник, чтобы по утрам он не опаздывал на работу.
Снимать сев , где впервые был применен квадратно-гнездовой способ, Чутуев-младший поехал в горы по заданию И.Багамаева, редактора даргинской газеты «Колхозла Байрак» — ныне «Замана». Фоторепортаж понравился Багамаеву, и он хорошо заплатил юноше, чем окрылил его: фотохимикаты, бумагу, аппаратуру фотокоры всегда покупали на свои деньги, так как того, что им давало газетно-журнальное издательство, не хватало. И 25 рублей – это была вполне приличная сумма, которую можно было вручить обнадеженной жене. С тех пор Камиль вставал рано утром и мчался в командировку на автобусе, а то и на такси (будильник до сих пор — предмет его особой нелюбви), чтобы выполнить задание редакций: обеспечить качественными и композиционно подходящими, не хуже ТАСС и АПН, снимками, фоторепортажами работу секретариатов всех областных газет. А находясь в штате «Комсомольца Дагестана», а затем — журнала «Женщина Дагестана», где его скромная фотолаборатория до сих пор, Камиль Чутуев прошел школу требовательных и талантливых редакторов – Г.Арипова, И.Алиева, Ф.Алиевой, которые спрашивали с него работу порой и в выходные дни в связи с приемом гостей из Москвы, других регионов страны, зарубежья.
Его жизнь состоялась у нас, его коллег, на глазах, а фотомастерство росло до тех пор, пока не превзошло все наши ожидания. Теперь Камиль Чутуев разговаривает с дагестанцами языком своих фотовыставок, которые практически ежегодно привлекают к себе огромное число посетителей выставочных залов и галерей. Вот что он сам говорит о себе: «Если мне удалось повторить и продолжить дело отца, для чего не раз приходилось пройти нелегкой горной тропой в поисках необходимого ракурса, не спать, боясь упустить часы рассвета в туманной дымке высокогорья, то я счастлив простой сыновней любовью и благодарностью к нему. Не будь его, его наставничества, я бы и не состоялся, мог не дорасти до любви и благодарности земляков. Спасибо ему. Спасибо и моей терпеливой маме, которая была первым зрителем и критиком, брату и сестре, кого я снимал в первую очередь».
Да, никто, как Камиль Чутуев, не ждет восхода солнца в горах, чтобы, почувствовав убегающее вдаль время, передать через фотографию наполненность каждого мгновенья радостной и торжествующей любовью к жизни и красоте мира. Поэтому весь архив отца, в котором уникальная коллекция портретов промысловиков, тружеников села, рабочих, писателей, художников, актеров, поэтов, музыкантов – очень многих и многих людей, пришлось сканировать. Камиль корпел над каждым снимком, чтобы обеспечить качество, реанимировать те, что были разрушены временем, и издать каталог к выставке Амина Чутуева-старшего.
В 80-е годы прошлого века в дагестанской прессе трудились многие талантливые фоторепортеры. В этом ряду нужно назвать Омара Исрапилова, Гаджиали Абдулаева, Юрия Шевелева, Бамматали Абдурагимова, Рудольфа Дика, фотокора ТАСС, Федора Зимбеля, Бориса Абрамова, Шамиля Мусаева и многих других добросовестных тружеников фотодела. Но с Камилем Чутуевым никто в один ряд не встал, и не потому, что Камиль Чутуев – какой-то особенный. Просто ему выпало жить дольше них и успевать творить не только для себя и своего удовольствия.
Не раз и я с ним выезжала в командировки по заданию газеты «Комсомолец Дагестана». Рано утром летел наш «кукурузник» в Кизляр. Обратно случалось и на попутках добираться, лишь бы успеть оперативно в газетный номер, не расслабляясь! А в Кизилюрте я его однажды…потеряла. Камиль осматривал большого диаметра трубы на каком-то строительном километре и задержался в поисках ракурса. Я заволновалась, а Камиля все нет и нет. Что скажу жене, если одной придется возвращаться? Прошло полчаса. Я уже начала звать его громким голосом, искать. И вдруг он перед самым моим носом выходит из трубы диаметром в человеческий рост и спокойно говорит: «Не надо волноваться – я здесь!» Вижу – доволен: труба не лопнула от творческого порыва, и пленка в фотоаппарате наконец-то закончилась…
Начиная с 2007 г., со своего 70-летия, Камиль Чутуев провел персональные выставки: «Победители», «Лица кавказской национальности», «Женский образ», «Аулы Дагестана», «Башни в горах», «Петрографика» (об этой выставке Амри Шихсаидов, один из основателей современной дагестанской школы арабистики, доктор исторических наук, профессор, отозвался с восторгом: «Камиль, ты даже не представляешь, какое великое дело ты сделал!»), «Пусть цветут все цветы», «Арчинские мадонны», «Из хурджинов Камиля Чутуева», «Золотая осень», «Дагестан глазами Камиля Чутуева», «Дагестан в моем сердце», «Ретроспектива» и в 2011г. организовал выставку, посвященную памяти отца.
Портреты, портреты, портреты… В творчестве Камиля Чутуева они занимают особое место. То ли горский этикет, то ли внутреннее чувство долга перед старшим поколением (а может, и то, и другое) заставляют его привозить из любой поездки по Дагестану такое множество фотопортретов, особенно пожилых горянок, что уже и не удивляешься, почему именно они представляются махачкалинцам на выставках? Есть, конечно, и фотографии молоденьких сельских красавиц в национальных костюмах — очень красивые, просто классика! Но Камиль Чутуев, как горец, преклоняется именно перед горянкой-матерью, перед ее смиренным благородством и уважительным отношением к труду, и это его человеческое качество стоит уважать. Он и сам любит взглянуть ей в глаза, уважить ее усталость: до сих пор нелегок быт женщин, живущих в горах. Лики матерей на фотографиях освещены внутренним светом мудрости, любви и добра, не придуманным, настоящим! Такой была его мама.
Сейчас на смену старшему поколению пришла молодежь. Но не надо искать глазами выставок работ молодых – нет их! Поэтому об этом Камиль Чутуев говорит как об обездоленности в профессиональном творчестве. Посещая его выставки, любуясь фотоработами этого мастера, предполагаем ли мы, какой труд стоит за этим эстетством? Какого уровня школа Амина Чутуева — отца? Снимает ли Камиль аулы Дагестана, экзотические виды ли, он призывает нас задуматься о судьбе дагестанского аула, его жителях, которые в силу каких-то причин вынуждены покидать родные места в поисках лучшей доли. Горы, аулы, сельские пейзажи, лица, много лиц – все это мир Камиля Чутуева, патриота своей республики, кунака всего Дагестана, как он сам себя называет.