Кино: идейность или зрелищность?
На днях на заседании Правительства РФ, премьер-министр Д.Медведев выразил недовольство состоянием современного российского кино. Сказал, что на кинопространстве страны ведущее место занимают зарубежные фильмы – в первую очередь американские и западноевропейские. «Это ненормальное положение», - констатировал премьер. Российской киноиндустрии государство создало хорошие условия – 30 процентов льгот. Но, по мнению Д.Медведева, они не оправдались. Надо искать реальные пути развития киноискусства.
Кино сегодня переживает серьезный кризис. Фактически идет активный процесс его коммерциализации. Главным в оценке кино стала кассовость: востребовано то кино, сюжеты которого основаны только на зрелищности, а не на высокой идейности. Такое кино уму ничего не может дать. Очень плохо, что мы теряем молодое поколение. Оно, к сожалению, оказалось оторванным от умного, интеллектуального киноискусства.
Народный артист России и Украины, знаменитый кинорежиссер Владимир Бортко с горечью отмечает, что кино как искусство потеряло авторитет. Приводит печальную статистику: кино в России регулярно посещают в основном люди в возрасте 14-16 лет. Остальные возрастные категории – от случая к случаю. Особую тревогу вызывает отсутствие в кинотеатрах людей старшего поколения.
Киносценарист и режиссер Федор Бондарчук предлагает срочно исправить ситуацию. По его мнению, сегодня в России серьезно ущемлены права интеллектуальных кинозрителей. Главная задача кино – воспитание человека. Эта сторона современного российского кино сильно страдает. В этом направлении большие достоинства были у советского кино, у которого была конкретная государственная идеология – воспитание патриотизма и формирование нравственности.
А сегодня кино рассчитано на получение прибыли любой ценой, отчего и страдают его эстетические и нравственные критерии 36,2 процента зрителей считают, что для них важнейшей проблемой в кино является патриотизм; для 50,1 процента зрителей не хватает глубины изображения. Как видно из этого расклада интересов, у нас еще осталось много зрителей с аналитическим умом, скучающим по настоящему патриотическому философскому и психологическому кино. Значит, нужно удовлетворять и их интересы.
Островком особого внимания остается детско-юношеское кино. У него тоже много проблем. Главный редактор журнала «Искусство кино», кинокритик Даниил Дондурей признает кризис в производстве детских фильмов. В советский период был обязательный план по созданию детско-юношеских фильмов, а сегодня подобных ориентиров нет. Киностудии предоставлены сами себе: какие фильмы снимать, а какие – нет, решают на свое усмотрение. Д.Дондурей считает, что такое положение нельзя терпеть: детско-юношеское кино должно развиваться в рамках этической и эстетической целесообразности – такому кино очень нужны идеи подлинного патриотизма, интернационализма и веротерпимости, если мы хотим иметь в будущем настоящих граждан страны.
О том, что российская киноиндустрия серьезно больна, свидетельствуют цифры, приведенные тем же Бортко: на кинопроизводство в России тратят 10 млрд рублей, а окупаемость составляет около 2 млрд рублей. Вот и получается: ни идеи, ни прибыли.