Клонирование: достижение или зло?
В первой части беседы (№№11-12 от 19 января с.г.) с постоянным экспертом «ДП», руководителем Центра геномных исследований Института физики ДНЦ РАН, доцентом ДГУ, членом ВОГиС, кандидатом биологических наук Магомедом Раджабовым нам удалось выяснить, что, вопреки распространённому мнению, клон не обязательно является полной копией оригинала. Кроме того, известный ученый популярно объяснил, что сама идея о воспроизведении точной копии человека даже с учетом наличия технологических возможностей – не более чем попытка воссоздать подлинник.
— И все же, по-вашему, клонирование — это достижение науки или зло?
— Здесь уместны слова французского математика Блеза Паскаля: «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет».
Однозначно, клонирование – не достижение науки, а достижение естества природы! Раскрытие механизмов клонирования и разработка технологии их использования во благо человека – вот это, несомненно, достижение науки. Во благо ли человечества – вопрос риторический, и на него смогут ответить последующие поколения. Но мои сомнения вовсе не из-за последствий создания клонов человеческих, а в более фундаментальных аспектах медицинской деятельности вообще. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
— Согласитесь, дело ведь вовсе не в том, что человеку свойствен страх перед новым и неизведанным. Речь идет об эмоциональных возражениях людей против самой идеи клонирования, считающих ее противоестественной, безнравственным посягательством науки.
— Я бы на вашем месте не разграничивал эмоциональные возражения людей против идеи клонирования и свойственные человеку страхи перед неизведанным. Это синхронно проявляющиеся чувственно-эмоциональные реакции общества как рефлексия на неопределенность, базирующиеся по сути своей на мифологическом или религиозном сознании, а не на рациональном, в основе которого лежат интеллект и научное познание мира. Все обыденное для нас сегодня – это результат многократных безнравственных, как вы выразились, посягательств на традиционные уклады и образ жизни наших предков, результат нарушений некогда незыблемых морально-этических норм прежних традиционных обществ. Абсолютной морали нет, каждой эпохе соответствует свое представление о том, что можно, а что нельзя. Общество все-таки развивается по соображениям разума, несмотря на то, что скорость его развития ограничивается, казалось бы, важными, но не всегда полезными категориями типа «предки завещали» (мифология), «так велел Господь» (религия) и т. д.
Противоестественным и безнравственным считать клонирование человека не позволяет существование сегодня в мире 150 миллионов клонов, появившихся естественным путем, и чей генетический код, вернее, геном, не является уникальным.
— ?!
— Я говорю об идентичных близнецах, которые появляются на свет в среднем один раз на 67 рождений.
Вдумайтесь в следующие цифры: только в России ежегодно в автокатастрофах погибает около 30 тысяч человек, и никому ведь в голову не приходит считать создание транспортных средств безнравственным посягательством науки.
Во имя индивидуальной свободы в мире уже разрешены многие виды деятельности, которые нормальные люди находят совершенно отвратительными, например, серьги в носу или операции по изменению пола. И при этом общество равнодушно созерцает происходящее, оправдывая подобные действия «достижением цивилизации».
— Как бы грустно все это ни звучало, не могу с вами не согласиться…
— Это то, что лежит, так сказать, на поверхности. Но если возвращаться опять же к нашему вопросу, что бы сегодня ни говорили, а уже есть более пяти миллионов младенцев, родившихся благодаря экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), и большинство людей поддерживают прорывные технологии. Общество принимает и другую технологию на основе ЭКО — использование предимплантационной генетической диагностики для выбора здоровых эмбрионов. Биотехнологии привели к значительным улучшениям в сфере медицины, к появлению здоровых людей, и общество в скором времени изменит свое мнение касательно клонирования тоже, несмотря на этические и даже религиозные убеждения.
Наша страсть и желание поддержать свое здоровье и иметь здоровых детей — чрезвычайно мощная сила, способная преодолеть множество этических барьеров и проблем в технологиях клонирования.
— Вопрос к вам как к специалисту, в наличии у которого биоматериал по происхождению народов Северного Кавказа, в том числе по медицинской части. Есть мнение, что клонирование может помочь людям, страдающим тяжелыми генетическими болезнями. Так, например, если гены, определяющие какую-либо наследственную болезнь, содержатся в хромосомах отца, то в яйцеклетку матери пересаживается ядро ее собственной соматической клетки, и тогда появится ребенок, лишенный опасных генов, точная копия матери. Получается, тут мы уже говорим об «исправлении» генетических дефектов?
— Нет, отнюдь. В этом случае мы говорим о создании клона этой матери. А если бы мы вырезали фрагмент ДНК с дефектными генами из какой-либо хромосомы половой клетки отца (сперматозоида) до или после оплодотворения им женской яйцеклетки и туда же встроили идентичный фрагмент с нормальными генами либо из клетки самой женщины, либо ее соседа, друга (неважно, кого), то здесь речь бы шла о генотерапии — «исправлении» дефектного гена.
— Благодарю вас за интересную беседу, Магомед Османович. Напоследок хотелось бы поздравить вас с победой в конкурсе на соискание грантов Главы РД в области науки, техники и инноваций. Если не ошибаюсь, вами было представлено несколько проектов?
— Спасибо за поздравления. Конкурсной комиссией был поддержан мой издательский проект, но, к сожалению, в очередной раз отклонён инновационный инициативный проект по геномным технологиям, который позволил бы перейти от словесного декларирования идей единства народов к раскрытию реальных фундаментальных вопросов этногенеза — генетических истоков и генетических историй формирования коренных этносов нашей республики. Думаю, было бы правильно объявлять конкурс по пяти-шести номинациям не только в таких областях, как образование, искусство, общественная деятельность, но и в науке. А то получается, что вынуждены конкурировать между собой, к примеру, продвинутые инновационные геномные технологии с технологиями физической науки. На мой взгляд, в нашей сфере нужно увеличить номинации по таким направлениям, как «живые системы», «физико-математческие науки», «гуманитарная наука в разрезе «история» и «языки и литература».
Хоть и нескромно это звучит, я как автор более 10 проектов, поддержанных различными грантами Российского фонда фундаментальных исследований, программ президиума РАН и т.д., далек от мысли, что мы предлагаем слабые проекты. Не исключаю, что отсутствие в Совете по грантам и в экспертном совете специалистов в области геномных технологий не дает возможности адекватно оценить суть и содержание наших инициатив. Надеемся, что это дело поправимое.
Я также стою на том, чтобы в специальном разделе на сайте, посвященном конкурсу на гранты Главы РД, за месяц до подведения итогов вывешивали данные об авторе, название проекта, краткую аннотацию, а после прохождения экспертизы – рецензии анонимных экспертов по каждому проекту. Это обеспечило бы частичную прозрачность конкурсных процедур и заодно повысило авторитет таких мероприятий в дагестанском обществе.