Напомню, при царском режиме прорыть канал пытались трижды, но без успеха. Не все верили, что получится и на этот раз. Ведь в стране царила разруха, не было до конца покончено с контрреволюцией, народ жил буквально впроголодь. Но Председатель Дагревкома Джелал-эд-Дин Коркмасов был настроен решительно. «Всё у нас получится», – сказал он летом 1921 года на митинге в столице республики. И действительно, получилось. Используя лишь ручной труд (лопаты, ломы и кирки), за два года был проложен канал протяжённостью почти 180 километров. За это Дагестан одним из первых республик РСФСР получил награду – орден Трудового Красного Знамени.
Перед Д. Коркмасовым тогда стояла нелёгкая задача: кому доверить работы, где найти опытного инженера, сколько привлечь людей? И на все из них требовалось быстро найти ответы.
В разговоре с ним в Москве в 1921 году Иосиф Сталин сказал:
– Центр вас поддержит. В том числе и хлебом тоже. Но основные вопросы решайте на месте. Понимаю, что нелегко. Но канал жизненно необходим в целом для Дагестана и для Порт-Петровска тоже.
К счастью, вокруг Коркмасова объединились такие личности, как Алибек Тахо-Годи, Мирзабек Ахундов, Гамид Далгат, Саид Габиев и другие. Но нужен был инженер с большой буквы, кому можно было доверить неимоверно важную задачу. И вот в один из дней Тахо-Годи предложил задействовать известного в то время специалиста Видади Гасановича Эмирова.
– Я наслышан о нём. Он ведь в своё время учился в Петербурге, кажется, на факультете железнодорожного транспорта. Разве он сейчас в Петровске?
– Да, недавно вернулся из Азербайджана.
– Слышал, что Турция просила его приехать работать у них…
Тахо-Годи усмехнулся:
– И не только Турция. И Англия, и Германия тоже желали бы воспользоваться его знаниями и талантом. Но он отказался.
На лице Коркмасова появилась едва заметная улыбка.
– Какой молодец. А как он относится к новой власти?
– Говорят, что хорошо. Вы, наверное, помните историю трёх кораблей, которые сели на мель. В своё время об этом вся страна говорила.
– Помню. Только подробностей не знаю.
Алибек стал уточнять:
– Три судна, которые должны были доставить нефть из Баку в Астрахань, сели на мель. Два месяца матросы ничего не могли поделать. Все усилия были напрасны. Даже вызывали инженеров из Турции. Но всё зря. И вот когда Видади Эмиров узнал об этом факте, то сказал, что он за две недели снимет суда с мели. Ему, представьте, не поверили.
– И что? – спросил Коркмасов.
– Сдержал слово. После этого о нём стали писать все газеты. В том числе и зарубежные.
– Надо поговорить с ним.
– Да, это правильно, – согласился Тахо-Годи.
Вскоре при встрече с Видади Эмировым Коркмасов поведал ему суть дела. Председатель Ревкома испытывающе посмотрел на инженера.
– Справитесь с этой работой?
Эмиров усмехнулся.
– Мне 52 года. Я просто обязан справиться. Но надо будет в организационном порядке кое-что сделать.
– Что именно?
– Организовать технический совет, назначить бригадиров на участки и открыть несколько штабов, откуда будут поступать распоряжения бригадирам.
– А сколько будет участков?
Эмиров задумался на минутку и сказал:
– Думаю, хватит четырёх.
– Сделаем, – твердо заверил Коркмасов. – А пятый, главный штаб, мы откроем непосредственно в Петровске.
Через два месяца работа буквально закипела. Привлекли всех – крестьян, рабочих, служащих и даже военных. Стройка была поистине масштабной. Людской шум смешивался с ржаньем лошадей и с рёвом буйволов – землю вывозили множество бричек и телег.
Через полгода из Англии приехала делегация коммерсантов и чиновников, чтобы поглазеть, как лопатами и кирками дагестанский народ роет канал. Иностранцы были потрясены. Глава делегации время от времени повторял Эмирову:
– Вы взялись за невозможное, у вас ведь нет никакой техники…
Видади Гасанович был непреклонен:
– Зато есть мозги и руки. Это тоже немало.
Англичане стали уверять Коркмасова, что доставят в Дагестан экскаваторы и другую технику. Но так и не сделали этого.
– А что вы хотите, – говорил Коркмасов позже, разговаривая с рабочими. – Им наш канал как кость в горле. Они сейчас не радуются, а огорчаются нашим успехам. Такова их сущность. Ведь они воевали с нами ещё совсем недавно.
Потом приезжали немецкая, французская и даже американская делегации. И они тоже не могли поверить своим
глазам.
Завершились работы 28 июля 1923 года.
Это была огромная победа дагестанского народа над засухой, с которой в своё время, как отмечалось выше, не смогла справиться царская власть.
По воспоминаниям очевидцев, три дня люди праздновали долгожданный пуск воды, смеялись, плакали и искренне поздравляли друг друга.