Когда и невозможное возможно
Пуск канала имени Октябрьской революции 100 лет назад стал величайшим событием. Такие страны, как Германия, Англия, Франция, Турция, были потрясены тем подвигом, который совершил дагестанский народ.
Напомню, при царском режиме прорыть канал пытались трижды, но без успеха. Не все верили, что получится и на этот раз. Ведь в стране царила разруха, не было до конца покончено с контрреволюцией, народ жил буквально впроголодь. Но Председатель Дагревкома Джелал-эд-Дин Коркмасов был настроен решительно. «Всё у нас получится», – сказал он летом 1921 года на митинге в столице республики. И действительно, получилось. Используя лишь ручной труд (лопаты, ломы и кирки), за два года был проложен канал протяжённостью почти 180 километров. За это Дагестан одним из первых республик РСФСР получил награду – орден Трудового Красного Знамени.
Перед Д. Коркмасовым тогда стояла нелёгкая задача: кому доверить работы, где найти опытного инженера, сколько привлечь людей? И на все из них требовалось быстро найти ответы.
В разговоре с ним в Москве в 1921 году Иосиф Сталин сказал:
– Центр вас поддержит. В том числе и хлебом тоже. Но основные вопросы решайте на месте. Понимаю, что нелегко. Но канал жизненно необходим в целом для Дагестана и для Порт-Петровска тоже.
К счастью, вокруг Коркмасова объединились такие личности, как Алибек Тахо-Годи, Мирзабек Ахундов, Гамид Далгат, Саид Габиев и другие. Но нужен был инженер с большой буквы, кому можно было доверить неимоверно важную задачу. И вот в один из дней Тахо-Годи предложил задействовать известного в то время специалиста Видади Гасановича Эмирова.
– Я наслышан о нём. Он ведь в своё время учился в Петербурге, кажется, на факультете железнодорожного транспорта. Разве он сейчас в Петровске?
– Да, недавно вернулся из Азербайджана.
– Слышал, что Турция просила его приехать работать у них…
Тахо-Годи усмехнулся:
– И не только Турция. И Англия, и Германия тоже желали бы воспользоваться его знаниями и талантом. Но он отказался.
На лице Коркмасова появилась едва заметная улыбка.
– Какой молодец. А как он относится к новой власти?
– Говорят, что хорошо. Вы, наверное, помните историю трёх кораблей, которые сели на мель. В своё время об этом вся страна говорила.
– Помню. Только подробностей не знаю.
Алибек стал уточнять:
– Три судна, которые должны были доставить нефть из Баку в Астрахань, сели на мель. Два месяца матросы ничего не могли поделать. Все усилия были напрасны. Даже вызывали инженеров из Турции. Но всё зря. И вот когда Видади Эмиров узнал об этом факте, то сказал, что он за две недели снимет суда с мели. Ему, представьте, не поверили.
– И что? – спросил Коркмасов.
– Сдержал слово. После этого о нём стали писать все газеты. В том числе и зарубежные.
– Надо поговорить с ним.
– Да, это правильно, – согласился Тахо-Годи.
Вскоре при встрече с Видади Эмировым Коркмасов поведал ему суть дела. Председатель Ревкома испытывающе посмотрел на инженера.
– Справитесь с этой работой?
Эмиров усмехнулся.
– Мне 52 года. Я просто обязан справиться. Но надо будет в организационном порядке кое-что сделать.
– Что именно?
– Организовать технический совет, назначить бригадиров на участки и открыть несколько штабов, откуда будут поступать распоряжения бригадирам.
– А сколько будет участков?
Эмиров задумался на минутку и сказал:
– Думаю, хватит четырёх.
– Сделаем, – твердо заверил Коркмасов. – А пятый, главный штаб, мы откроем непосредственно в Петровске.
Через два месяца работа буквально закипела. Привлекли всех – крестьян, рабочих, служащих и даже военных. Стройка была поистине масштабной. Людской шум смешивался с ржаньем лошадей и с рёвом буйволов – землю вывозили множество бричек и телег.
Через полгода из Англии приехала делегация коммерсантов и чиновников, чтобы поглазеть, как лопатами и кирками дагестанский народ роет канал. Иностранцы были потрясены. Глава делегации время от времени повторял Эмирову:
– Вы взялись за невозможное, у вас ведь нет никакой техники…
Видади Гасанович был непреклонен:
– Зато есть мозги и руки. Это тоже немало.
Англичане стали уверять Коркмасова, что доставят в Дагестан экскаваторы и другую технику. Но так и не сделали этого.
– А что вы хотите, – говорил Коркмасов позже, разговаривая с рабочими. – Им наш канал как кость в горле. Они сейчас не радуются, а огорчаются нашим успехам. Такова их сущность. Ведь они воевали с нами ещё совсем недавно.
Потом приезжали немецкая, французская и даже американская делегации. И они тоже не могли поверить своим
глазам.
Завершились работы 28 июля 1923 года.
Это была огромная победа дагестанского народа над засухой, с которой в своё время, как отмечалось выше, не смогла справиться царская власть.
По воспоминаниям очевидцев, три дня люди праздновали долгожданный пуск воды, смеялись, плакали и искренне поздравляли друг друга.